Год великого перелома
Нынешний год мы и через двадцать лет, если боги майя не заберут нас раньше, будем вспоминать как великий. Хотя, конечно, к тому времени «Шахтер» может уже щелкать еврокубки, как семечки. Лет через двадцать и выигрыш Лиги чемпионов Донецку может приесться, как сейчас – украинские чемпионские титулы. Но пока что титулами «Шахтер» не очень-то поражает воображение, и наш кубок УЕФА - это наше все (назло тем, что презрительно именует его «повидлочашкой»). И год, когда Донецк его добыл – самый великий год в истории.
Кто знает, что будет через двадцать лет с «Донбасс Ареной»? Может, она устареет морально и физически, может, наконец, найдут злополучную трещину на северо-западе. Сколько к тому времени донецкий стадион примет полуфиналов Евро и финалов Лиги чемпионов? Может – ни одного, может – не один. Решит ли владелец «Шахтера» через двадцать лет построить новую «Арену» - фактическую, окончательную? Может и решит, хотя скорее всего нет: и нынешняя хороша, а вся критика ее сводится к так называемому «повидлосрачу» в форумах для умственно отсталых. На сегодняшний день донецкий стадион – объективно лучший в Восточной Европе, и год, когда мы впервые увидели это чудо, навсегда останется в истории Донецка.
Я не особо удивлюсь, если через двадцать лет воспитанники «Шахтера» будут играть во всех гранд-клубах континента. При всем скептицизме к клубной академии, должен признать: ее работа начинает давать плоды. И если правда у нас дело пойдет, как в «Аяксе» (а почему бы не пойти?), то со временем парни из Донецка заполонят футбольную Европу на всех уровнях. А молодые нигерийцы и суринамцы будут знать, что главные футбольные университеты работают на Востоке Украины, и значит, им туда дорога. Все может быть. Но пока, мы имеем только один прецедент – Дмитрий Чигринский, которого с полным основанием можно назвать «выпускником «Шахтера»» (если и не клубной академии). В 2009 году он был куплен за невиданные деньги самой «Барселоной», Причем сам Жоан Лапорта приезжал в Донецк просить, чтобы Диму отдали. И его умоляющую позу Донецк еще долго будет помнить.
Куда ни кинь, по всему выходит: 2009 год в истории «Шахтера» вышел выдающимся, и о нем мы сможем рассказывать внукам долгими зимними вечерами. Пожелать, чтобы 2010 стал еще лучше, было бы чистым бахвальством: вряд ли получится. Как минимум, открытия «Донбасс Арены» в нем уже не будет. Тем не менее, кое-чего «Шахтеру» в наступающем году пожелать все же хотелось бы. Цели. Настоящей, четко осознанной цели, которая после ошеломительной победы в Стамбуле как-то растворилась. Если «Шахтер» ее себе не нарисует в ближайшее время – боюсь, что через двадцать лет и говорить-то будет не о чем…
Евгений ЯСЕНОВ