Явление форварда: к 50-летию со дня рождения Сергея Ателькина
Полтора года назад не стало Сергея Ателькина. А сегодня ему исполнилось бы 50 лет... В день несостоявшегося юбилея "Террикон" вспоминает начало карьеры этого незабываемого форварда, которое пришлось на конец эпохи.
На 49-м году жизни перестало биться сердце легендарного нападающего «Шахтера» Сергея Ателькина.
— ⚒FC SHAKHTAR DONETSK (@FCShakhtar) October 1, 2020
В составе «горняков» Ателькин провел 265 матчей и забил 82 гола.
ФК «Шахтер» выражает глубокие соболезнования родным и близким Сергея Ателькина. Светлая память... pic.twitter.com/gSiaOHzAnz
В "Шахтер" Ателькин попал благодаря Валерию Яремченко. Есть красивая легенда о том, что тренер заметил мальчика на соревнованиях по "Кожаному мячу" (был такой всесоюзный детский массовый турнир), восхитился его природным талантом и немедленно перевел в главную команду области. А играл Сергей тогда в дворовой команде своего родного города Кировское...
Легенда неплохая, но даты в ней откровенно "не бьются". Предельным возрастом в "Кожаном мяче" были 15 лет. Такого возраста Ателькин достиг в 1987. Но в том году Яремченко не было не то, что в Донецке - в стране: он уже 2 года работал со сборной Сирии. При этом, конечно, Валерий Иванович мог видеть маленького Ателькина раньше - например, в 1985, когда тренировал дубль "Шахтера". У него тогда играл старший брат Сергей, Юрий, которому, увы, в главную команду пробиться не удалось, да и вообще с серьезным футболом не сложилось. Но теплые отношения с Яремченко он сохранил. Для ориентировки отметим, что Юрий на 6 лет старше Сергея.
Яремченко был простым человеком, с прямой манерой выражать свои мысли. Таким, каких всегда любили в Донбассе, где словесные выверты и всякие "задние мысли" всегда считались абсолютной приметой неправильности. Простым и прямым был и Ателькин, выросший в провинциальной шахтерской семье. Несмотря на то, что брат добрался до дубля "Шахтера" и немного поиграл во Второй лиге за керченский "Океан", для Сергея это не стало вдохновляющим примером - футбольных амбиций он не имел, наоборот, неудача брата в большом футболе скорее могла его насторожить. Младший Ателькин поступил в горное училище и вполне представлял себе шахтную карьеру, начиная с самых низов, с забойщика-проходчика. Но в 1989 Яремченко, приняв команду, вспомнил о талантливом мальчике из Кировского. Ателькину сделали предложение, от которого он, после некоторого размышления и задушевной беседы с братом, отказываться не стал. Хотя в Донецке денег обещали поначалу явно меньше, чем он мог бы заработать в шахте - например, игроку дубля платили 170 рублей в месяц. Прямо скажем, не Бог весть что.
Сам Ателькин описывал свою эволюцию так: "Попал в "Шахтер" через дворовый футбол. Турнир для мальчишек «Кожаный мяч» был тогда очень популярен. Меня взяли в сборную города, потом - области. Это называется - засветился. Своим крестным отцом в большом футболе считаю Валерия Ивановича Яремчеико. Он тогда из Сирии вернулся, и пригласил в дубль "Шахтера" нас троих: Сашу Мартюка, меня и Диму Шуткова".
Считается, что первый матч за основной состав "Шахтера" Ателькин сыграл 24 марта 1990 против "Арарата". Это немного не так. То есть, в чемпионате СССР - да, именно тогда. Но официально, в "основе" "горняков" он впервые фигурирует годом ранее - 21 марта 1989. Это был несерьезный турнир "Кубок Федерации СССР" (перестройка переименовала его в "Кубок Футбольного союза СССР") - предсезонная разминка для клубов Высшей лиги, где можно было попробовать глубочайший резерв. В тот день "Шахтер" играл с киевским "Динамо", и в обеих командах было полно молодежи. Среди нее - и абсолютный новичок Ателькин. В протоколе он ничем, кроме присутствия в составе, не отметился, а игра закончилась со счетом 1:1.
Потом стартовал сезон, в которым Ателькина стали с самого начала активно задействовать в дубле. Он сыграл за резерв "Шахтера" 29 матчей и забил 4 гола. В общем, получается, что внедрять в команду его начали еще до того, как ее возглавил Яремченко. В начале года главным тренером все еще оставался Анатолий Коньков, которого сняли только в июне 1989, после ужасного старта в чемпионате СССР. Тут-то и настало время Яремченко, который с небольшими перерывами управлял командой в течение целого десятилетия.
Мы уже говорили о том, что тренер и форвард были людьми простыми, а значит, понять друг друга им было легко. Ателькин как-то рассказывал занятную историю, иллюстрирующую творческую манеру Яремченко: "Играли мы как-то два матча подряд с не самыми сильными соперниками. В первом - не имели никаких проблем и победили с крупным счетом. А в результате, вся тренерская установка на следующий матч уместилась всего в одну фразу Яремченко: "Состав - тот же, тактика - та же". И всем все было понятно!". Короче говоря, общий язык футболист и тренер нашли без проблем. И впоследствии друг друга постоянно поддерживали - когда в 1996 Яремченко пришлось уйти из "Шахтера" и провести полгода в кременчугском "Кремне", Ателькин стал одним из нескольких ключевых игроков, ушедших вместе с тренером в добровольное изгнание.
Серьезный дебют Ателькина в "Шахтере" состоялся в 1990. В том сезоне он "засветился" в 7 матчах чемпионата, правда, выходил только на замену. Прорваться в состав было немыслимо - стандартную тройку нападения составляли неувядаемый авторитет Виктор Грачев, безупречный Игорь Петров и расцветавший на глазах Сергей Щербаков (либо другой молодой - Виктор Онопко, начинавший как форвард). Ателькин был "на подхвате" - либо напрямую менял кого-то из них, либо выходил вместо игрока полузащиты в рамках более сложных тактических перестроений. Забить хотя бы гол в такой ситуации было очень сложно. Он и не забил.Но кстати, первый полный матч за "Шахтер" Ателькин в том году таки сыграл - 28 мая все в том же Кубке Футбольного союза СССР против "Арарата". Яремченко выставил абсолютно экспериментальный состав - и проиграл 0:2.
По-настоящему время Ателькина пришло в 1991, после того, как на зарубежные заработки отправились Грачев и Петров. В атаке освободилось место, и молодой форвард его стал с удовольствием заполнять. Твердого места в составе он по-прежнему не имел, но несколько раз в "старте" выходил, составляя многообещающую пару с Щербаковым. Впрочем, ему скорее пришлось конкурировать с еще одним выдвиженцем дубля - Сергеем Ребровым, чей талант начал блистать именно той осенью. И в отличие от Ателькина, Ребров-то как раз забивал, причем даже не раз, а два, и один из этих разов запомнился всем, потому что новобранец поразил- ворота киевского "Динамо"!
Но Ребров, как мы знаем, в "Шахтере" не задержался. Уже на следующий год обиженное им "Динамо" переместило этого перспективного форварда в свои ряды. А Ателькин остался. И пережил с командой беспокойное время, когда все вокруг шаталось, опереться было совершенно не на что, а завтрашний день маячил в абсолютном тумане.
Осенью 1991 Ателькин впервые показал, что может быть опорой и надеждой команды. Именно тогда донецкая публика окончательно убедилась в его самобытности как форварда, в его особенном стиле - напористом, самоотверженном, бесстрашном. Трибуны это оценили - такой футбол в Донецке любили. Ну, а голы к Ателькину пришли позже, в 1992, уже совсем в другом турнире и совсем в другой стране...
Подписывайтесь на страницу terrikon.com в Facebook и профиль terrikon.com в Instagram, чтобы быть в курсе главных спортивных событий.
Евгений Ясенов, специально для "Террикона"