Польский отказ, или 49 лет спустя
Сборная Польши не хочет играть с Россией стыковые игры за выход в финальную часть чемпионата мира. Что-то похожее было у СССР с Чили в 1973. "Террикон" анализирует обе ситуации, находя в них концептуальные сходства и различия...
Позицию поляков разъяснил Цезарий Кулеша, президент Польского футбольного союза. Вот что он написал у себя в твиттере: "В связи с эскалацией агрессии Российской Федерации в отношении Украины сборная Польши не намерена играть матч плей-офф против России. Это единственно верное решение. Мы ведем переговоры с федерациями Швеции и Чехии, чтобы донести общую позицию до ФИФА".
Тут есть один многозначительный момент - относительно "общей позиции" со Швецией и Чехией, которые сведены с Польшей и Россией в один пул отборочной сетки. Понимать это можно по-разному. Например, так. Польша будет добиваться абсолютного исключения России из числа участников чемпионата мира, а со Швецией и Чехией договорится разыграть путевку в Катар, проведя блиц-турнир на троих. Почему нет?
Складывающаяся на наших глазах ситуация имеет принципиальное отличие от той, в какую угодила сборная СССР осенью 1973. Давайте вспомним, что же тогда случилось.
По идее, сборная СССР должна была напрямую попадать в финальную часть чемпионата мира 1974. Она выиграла свою отборочную группу (у Ирландии и Франции) - но, по какой-то удивительной логике ФИФА, в отличие от других победителей групп, ей еще пришлось играть стыковые матчи с третьей командой Южной Америки. Таковой оказалась Чили.
Случись это годом ранее, никакого ажиотажа противостояние не вызвало бы. С тогдашним президентом Чили Сальвадоре Альенде Союз дружил и даже помогал ему. Но 11 сентября 1973 в стране произошел переворот, к власти пришел генерал Аугусто Пиночет - и это развернуло ситуацию на 180 градусов. Советская пропаганда называла новую чилийскую власть не иначе как "чиилийская хунта", Пиночета резко осуждала. Ну а тут, как по заказу - матч как раз с этой страной.
Собственно, матчей было два. В Москве в присутствии 49 тысяч зрителей сборная СССР сыграла 0:0, хотя имела громадное преимущество и создала множество моментов. Далее, по идее, предстояло играть в Сантьяго, на стадионе "Насьональ", который при Пиночете был приспособлен под политическую тюрьму. Советские футбольные власти категорически заявили: "В концлагере играть не станем!" В Сантьяго отправилась специальная комиссия ФИФА, которая, осмотрев стадион, признаков концлагеря не нашла и сочла объект пригодным для проведения футбольного поединка. СССР остался при своем мнении, в Чили не поехал - и, получив за неявку поражение 0:3, "пролетел" мимо чемпионата мира.
Как видим, сейчас у нас - совершенно иная история. Начать с того, что симпатии ФИФА вряд ли будут на стороне России. В 1973 переворот в Чили проходил под гласное или негласное одобрение многих передовых государств, отстранять эту страну от мирового спорта всерьез никто не пытался. Логика ФИФА была простая: если СССР играть не желает - это дело СССР. Значит, не так уж они хотят ехать на чемпионат мира. Значит, и не поедут, им же хуже.
Польша, по сути, делает такое же заявление - но уже с совершенно другим бэкграундом. Агрессия России у мировой общественности сомнения не вызывает, за редким исключением отдельных государств, мнение которых никого не интересует. Соответственно, решение ФИФА может быть продиктовано совсем не той логикой, что в 1973. В конце концов, поляки предъявляет претензию не отдельно взятому стадиону, как тогда СССР, а целой стране.
"Думаю, в силу международного контекста, ФИФА будет в тяжелой ситуации. Вряд ли будет автоматическое решение о техническом поражении Польши. Не могу предсказать результат, но, думаю, ФИФА будет размышлять над этим", - обрисовала перспективу известный российский спортивный юрист Анна Анцелиович.
Впрочем, возможно, размышления ФИФА не будут столь уж продолжительными. Дело в том, что буквально тут же, вслед за Польшей, об отказе играть с Россией (если до этого дойдет) заявила сборная Швеции. На любом поле. "Мы призываем ФИФА принять решение об отмене мартовских матчей плей-офф с участием России. Но независимо от того, что решит ФИФА, мы не будем играть с Россией в марте. Нам трудно поверить, что ФИФА не последует нашему призыву", — заявил глава Шведской футбольной ассоциации Карл-Эрик Нильссон. Чехия пока молчит, но думается, что ее заявление аналогичного содержания - дело нескольких часов.
При этом поляки готовы пойти даже на перспективу технического поражения и потери шанса поехать в Катар. Как сказал пресс-атташе сборной Польши Якуб Квятковски: "Говорит ли заявление, что мы готовы пойти на техническое поражение? Да, мы вместе с игроками решили, что играть против России не собираемся".
Таким образом, Россия, чьи моральные позиции в спорте и так сделались сомнительными в последние годы, буквально за часы попала в положение абсолютного изгоя. С ней просто никто не хочет иметь дело. Конечно, немного несправедливо, что спортсмены должны отвечать за действия политического руководства страны - но, с другой стороны, мы все в ответе за свою страну, так же, как и за свою семью.
Подписывайтесь на страницу terrikon.com в Facebook и профиль terrikon.com в Instagram, чтобы быть в курсе главных спортивных событий.
Федор Ларин, специально для "Террикона"