Юрий Калитвинцев: "Не собираюсь работать с юношами всю жизнь"
Бывший московский, а ныне киевский динамовец Юрий Калитвинцев как тренер выиграл юниорский чемпионат Европы. Но стремится к большему и не исключает своего возвращения в Россию.
В его игроцкой жизни было два "Динамо". Сперва – московское, куда он, обладатель светлой футбольной головы и виртуозной левой ноги, в начале 1990-х переехал из родного Волгограда. Где выиграл две бронзовые медали первых чемпионатов России.
Затем – после серьёзной размолвки с мэтром Константином Бесковым, ссылки в "дубль" и краткосрочной командировки в Нижний Новгород – было другое "Динамо", киевское. Ставшее вторым домом для Юрия Калитвинцева. Здесь его в прямом смысле слова поставили на ноги после жуткого перелома, а после произвели в капитаны клуба и сборной, предварительно выправив российскому новичку украинский паспорт.
Он много чего выиграл в Киеве и много почерпнул у другого мудрого учителя – Валерия Лобановского. А теперь сам не без успеха тренирует. Летом, к примеру, чемпионат Европы среди юниоров (U-19) выиграл. А на днях привёз на Кубок Содружества вторую динамовскую команду. Привёз на турнир, который сам дважды выигрывал в качестве игрока – когда в московских манежах выступали настоящие чемпионы бывших союзных республик, а не различные суррогаты.
— Юрий, — притормаживаю Калитвинцева после победы над таким же экспериментальным, как и динамовский, составом российской "молодёжки", — в московском "Динамо", насколько я помню, вы с Игорем Колывановым одноклубниками не стали. Всего на несколько месяцев разминулись. А как тренеры-соперники здесь, на Кубке Содружества, впервые встретились?
— Я бы не стал называть нас соперниками. Правильнее будет сказать – добрые товарищи. Всё-таки по юношам регулярно вместе играли, сохранили хорошие отношения. Тяжело мне Игоря противником считать. Лучше так: тренер противоположной команды (улыбается).
— Хорошо, а с тренером противоположной команды Колывановым ранее пересекались?
— Нет, сегодня первый раз. По сборным мы с разными возрастами работали.
— Ваши нынешние подопечные наслышаны о том, что их тренер в этом манеже дважды выигрывал Кубок Содружества в качестве капитана киевлян?
— Я, по крайней мере, никогда им об этом не напоминал. Знают – хорошо, нет – тоже ничего страшного. Пускай лучше у них останется память о своём собственном участии в этом турнире, а в идеале – о каком-то результате, достигнутом на нём.
— Новым поколениям игроков уже, наверное, и невдомёк, насколько ожесточёнными когда-то были противостояния российских команд с украинскими. У них теперь другие принципиальные противники, не так ли?
— Вы правы. Ребята не застали Советский Союз, а если и слышали о взаимоотношениях киевлян с тем же "Спартаком", то в лучшем случае урывками. "Шахтёр" или "Днепр" для них актуальнее. Ближе. Ведь с ними они соперничают регулярно, а не от случая к случаю.
— А у вас какие остались воспоминания о той поре?
— Прекрасные. Я и по сей день с удовольствием приезжаю в Москву. Я здесь жил. Здесь масса друзей. И я не сжёг за собой мосты. Плюс какие-то нотки ностальгии. Всё-таки сам играл в этом зале, побеждал…
— В московском "Динамо", помимо Андрея Кобелева, остались знакомые?
— Да, Саша Смирнов, Николай Гонтарь. Связи не теряем, при случае общаемся.
— В 1992 году вы год выступали бок о бок с нынешним наставником "Динамо". Кобелев играл под шестым номером, вы – под пятым. Угадывался в нём тогда будущий тренер?
— Кто ж об этом задумывался? Хотя, конечно, трудно было не заметить, что Андрей – серьёзный человек, к любому делу подходит основательно, ответственно. Если бы меня в те годы спросили, получится ли из Кобелева тренер, я, пожалуй, ответил бы утвердительно.
— Кобелев уже не первый год работает в Премьер-Лиге. Другой ваш бывший боевой товарищ Тетрадзе добился этого права в прошлом году. А вы, невзирая на успех во главе украинских юниоров, продолжаете в молодёжном котле вариться. Для перехода на более высокий уровень желания нет или возможности?
— Желание однозначно есть. С чемпионатом Европы какая история вышла: эту команду я вёл, потом передал в надёжные руки коллеги Мороза, а перед финальной стадией президент федерации попросил меня снова взять её под свой контроль. Я согласился, но сразу предупредил, что не собираюсь всю жизнь с юношами работать. А "Динамо-2" — это для меня сегодня практика, возможность не сидеть без дела.
Повторюсь, я никогда не позиционировал себя как детский тренер. Просто так получилось. Но я готовился, готовлюсь и буду готовиться к серьёзной работе во взрослом футболе.
— В Россию в новом амплуа готовы вернуться?
— Почему нет? Россия это будет или Украина – для меня не принципиально. Принципиально качество команды.