Нетипичный постсоветский
Таких историй, как у Воронина, немало: в юном возрасте футболист с территории бывшего СНГ рвет в Европу, еще сам толком не понимая, чего хочет от жизни и как ее хотя бы на ближайшие 5 лет планирует.
Иногда видятся слава и красивые стадионы, полные зрителей, иногда за тебя все решает агент. Увы, как правило, несбалансированный менталитет постсоветского футболиста в непривычных условиях давал сбои, несовместимые с дальнейшей успешной карьерой. Достаточно посмотреть хотя бы на то, во что превратился такой футболист, как Будянский, еще недавно тешивший всех нас надеждой, что россияне снова в ближайшее время смогут удивлять Серию А.
Пример Воронина — исключение, подтверждающее правило. Нет сомнений, что в его лице московское «Динамо» получит одного из самых волевых футболистов на постсоветском пространстве, который не случайно в жизни выбрал себе профессию спортсмена.
Его карьера развивалась логично, если рассматривать ее через проекцию американской мечты, а не миф о шальном босяке из Восточной Европы. В возрасте 18 лет Воронин, отправившийся из родного «Черноморца» искать счастья в менхенгладбахскую «Боруссию», дебютировал в бундеслиге в матче против «Баварии». Ничего проще невозможно было придумать, чтобы у хлопца, оглушительно шурша шифером, поехала крыша. Однако тренерский штаб дальновидно и хладнокровно продезинфицировал возможные очаги возникновения инфекции: Воронин отправился в юношескую команду и в свой первый сезон сыграл со взрослыми всего 7 матчей. Как нельзя вовремя (нехорошо, конечно, так говорить) Гладбах улетел во вторую бундеслигу, и Андрея отправили в «Майнц». Как бы мы сказали в большинстве случаев с бывшими «нашими», творчески умирать.
Чтобы выжить в таком турнире, как вторая бундеслига, нужно уметь есть сырое мясо. Одно из немногих, если имеете представление, средств против цинги на севере у поморов. В данном случае мы, конечно, в переносном смысле: прежде чем оказаться на виду у всей Германии и стать игроков «Байера» (Леверкузен), Воронину пришлось пережить бог весть что среди тех, кто не признает авторитетов, там, где нужно драться зубами и локтями, и где ни одного футболиста не признают звездой ни заранее, ни впоследствии. Процесс закалки шел долгих четыре года, прежде чем Воронина взял «Кельн», а затем присмотрел и Клаус Аугенталер, тренер «Байера». Украинец вместо того, чтобы ежедневно ронять слезу о том, какие белые березки растут у его родного крыльца, за 7 лет в Германии выучил язык, обрел огромную силу в ногах и корпусе, а фирменную «бронебойную» технику, данную от рождения, отточил в условиях минимума пространства и жесткой конкуренции. Перед переходом в «Байер» из «Кельна» Воронин заслужил, пожалуй, самую лестную оценку от немецкой прессы, когда Bild после игры «Кельн» — «Байер» (2:2), в которой Андрей забил гол и сделал голевую передачу, отметил: «Один Воронин был сильнее всех нападающих и атакующих хавов «Байера» — Бербатова, Понте, Нойвилла и Шнайдера вместе взятых».
92 матча за «Байер» и 32 забитых мяча принесли Воронину уже европейское признание и контракт из «Ливерпуля». Тренер «редс» Рафаэль Бенитес не мог нарадоваться на новое приобретение: «Вы видите, какой это умный и гибкий игрок? Он дает нам возможность варьировать действия в атаке, поскольку может играть и справа, и слева, и на острие, и в «оттяжке». Наверное, когда испанец говорил эти слова, он и сам искренне в это верил. Но пиар — это одно, а собственные методы совсем другое. Получилось так, что бесконечная ротация состава постепенно вытолкнула Воронина из круга наиболее часто попадающих в основу игроков. Что, впрочем, Андрея тоже не убило, зато пошло на пользу.
Прошлой зимой его отдали в аренду в берлинскую «Герту», которая с приходом Воронина обрела давно желанного лидера нападения и сделала такой рывок в турнирной таблице, что в какой-то момент показалось, что «старая фрау» сможет замахнуться даже на титул. Весь Берлин (согласитесь, достаточно большой город, чтобы замечать дела «Герты») стал петь гимны во имя украинца, когда тот сделал «дубль» в матче с «Баварией», а его команда выиграла на Олимпийском стадионе 2:1. И только глава клуба Дитмар Хенесс понимал, что все это не что иное, как пир во время чумы: у «Герты» не было денег на то, чтобы предложить Воронину заслуженный высокий контракт и уж тем более, чтобы выкупить его у «Ливерпуля». Изменить ситуацию могло только попадание команды в зону Лиги чемпионов, но на финише сезона у «Герты» кончилось горючее, и Воронин с гордо поднятой головой отправился обратно в «Ливерпуль», где его, надо сказать, с распростертыми объятиями не ждали. Ротация, понимаете ли.
Что не удалось сделать «Герте», пытается осуществить «Динамо». И, судя по всему, бело-голубые близки к джек-поту...
Иван Жидков