Australian Open стартует. Будет жарко!
Сегодня в Мельбурне пройдут стартовые матчи первого круга «Австралиан Оупен». Вчерашний же день в «Мельбурн-парке» был ознаменован дождями и ветром, совершенно не характерными для юга Австралии в это время года.
Пунцовое небо, холодный порывистый ветер и противный мелкий дождик, – совсем не такой погоды ваш корреспондент ждал от Зеленого континента. Хотя, может, оно и к лучшему. Как вспомнишь обмороки Виктории Азаренки на Открытом чемпионате Австралии-2009, как подумаешь, чего стоил солнцепек Светлане Кузнецовой, выигравшей год назад в четвертьфинале у Серены Уильямс, но уступившей после того, как организаторы закрыли крышу на арене имени Рода Лейвера из-за 30-градусной жары, и сразу меняешь свое мнение. Лучше уж без раскаленного воздуха, расплавленного асфальта и тепловых ударов.
Правда, еще в пятницу, за два дня до старта «Австралиан Оупен», в Мельбурне было за 30 градусов тепла. И это легкое похолодание – ненадолго. Ко второй неделе турнира погода в столице штата Виктория должна разогреться, равно как и страсти в чемпионате. А пока…
Пока в Австралии все удивляет: вода здесь в раковине закручивается воронкой в другую сторону, и метро в Мельбурне – не подземка, а наземка. На ее станциях развешаны редкие плакатики, посвященные теннисному турниру. В Москве Кубок Кремля и то лучше анонсируют!
Хотя, с другой стороны, какой смысл нагнетать ажиотаж? Почти полтора века истории сделали свое дело – любой житель Мельбурна с пеленок знает сроки проведения «Австралиан Оупен», помнит, где он проходит, сколько стоят билеты и на какой станции метро лучше выходить, чтобы попасть на корты (лучше, кстати, на «Джолимонт» – тогда 10 минут до кортов можно пройтись пешком по зеленому парку, мимо главной спортивной арены города «Эм-Си-Джи»). В общем, организаторам можно не беспокоиться: свои 600 000 зрителей (а может и больше – тогда будет рекорд) за две недели они точно получат.
«РОДЖЕР, НАДО ТАК ДЕЛАТЬ…»
«Может, я ошибся? Может, турнир уже стартовал?» – успеваю испугаться, потерявшись в толпе из нескольких тысяч зрителей, нестройными рядами идущих к северному входу в «Мельбурн-парк». Вроде, сегодня воскресенье, первый круг стартует в понедельник… Откуда столько народу?
Все проясняется в пресс-центре, затерявшемся в подтрибунных помещениях «Род Лейвер Арены».
– Через полтора часа на корт выйдут Федерер и Надаль, – улыбается белокурая девушка Мэлин, бодро оформляющая мне аккредитацию и протягивающая внушительную папку с пресс-релизами. – У нас сегодня благотворительный матч. В поддержку пострадавших от землетрясения гаитян.
Так вот оно что!..
В Мельбурне воскресенье – выходной. Совсем-совсем выходной. Магазины работают один из пяти, салоны связи – один из десяти, такси на улицах и вовсе не видно. Жизнь в городе замерла – все попрятались по домам и квартирам, коротают день в кругу семьи и друзей. Вот и в «Мельбурн-парке» как-то тихо. То есть зрителей – пруд пруди, а обслуживать их некому. Сотни поклонников тенниса выстраиваются в длиннющие очереди, чтобы купить газировки и какой-нибудь картошки с рыбой за 14 австралийских долларов (около 400 рублей. – Прим. ред.), прежде чем пройти на трибуны. А все потому, что на арене имени Рода Лейвера работает всего-то пять киосков с едой и напитками из добрых двадцати. А возле арены не работает вообще никто – магазины с экипировкой закрыты, на прилавках у ларьков с хот-догами – накрытые черными пакетами кассовые аппараты. Ну не ждали местные дельцы, что на благотворительный матч соберется столько народу!
– Я включил телевизор, увидел, что случилось на Гаити, в каких условиях там сейчас живут люди, и внутри меня все съежилось от ужаса, – содрогался на пресс-конференции первая ракетка мира Роджер Федерер. – Я понял – надо обязательно чем-нибудь им помочь. И решил устроить этот матч.
Так с подачи великого швейцарца вчера в «Мельбурн-парке» прошел, пожалуй, самый увлекательный благотворительный поединок в истории тенниса. Федерер собрал на корте Рафаэля Надаля, Новака Джоковича, Энди Роддика, Ллейтона Хьюитта, Серену Уильямс, Ким Клийстерс и Саманту Стосур. Знатная компания! Игроки разделились на две команды – «красную» (Федерер, Хьюитт, Уильямс-младшая и Стосур) и «синюю» (все остальные). И устроили односетовый матч.
– Нет-нет, Роджер, ты неправильно делаешь. Когда я бью так, – Роддик дает кросс справа, – надо отвечать по линии!
Энди на выдохе от удара поучительным тоном наставляет Федерера прямо во время розыгрыша, говоря в микрофон, прикрепленный у него за ухом. А Джокович, сидящий на скамейке, в это время театрально озвучивает игроков на корте: «Ах, – А-ах. А-аа-ах, – Ах!». И трибуны взрываются радостным смехом.
Да, эти ребята устроили подлинное шоу! Шутят, бузят, веселятся, как могут. Пародируют друг друга, комментируют свои действия, на потеху зрителям устраивают мини-спектакли, то картинно падая в попытке достать обводящий удар, то взрывая зал победным криком, словно кто-то из них только что выиграл турнир «Большого шлема».
Австралийцы как знали – нельзя пропускать такое шоу. Вот и заполнили 20-тысячную арену имени Рода Лейвера под завязку. «Десять долларов за билет – не деньги!» – рассудили жители Мельбурна, забив до отказа центральный корт «Мельбурн-парка». Да еще не все попали на трибуны – кому не хватило мест, расположились в местном сквере, где на большом экране транслировался матч. И народу в этом сквере – что селедок в бочке! Причем, что интересно, никого не волнует результат. Что с того, что «красные» во главе с Федерером победили 7:6? Надаль не расстроен, Роддик – не расстроен, все рады. Зато есть почти 185 000 долларов, собранных для гаитян. Что еще надо?
ВЕСНИНА: ГАРБИН СЕЙЧАС НЕ В ЛУЧШЕЙ ФОРМЕ Но в понедельник праздник кончится и шутки на корте прекратятся. Так что пока Федерер и компания потешают публику, большинство других игроков вовсю тренируются на кортах.
Ах, этот противный дождь! Вроде и не идет, а нет-нет – и что-то сверху закапает. И сразу становится как-то холодно, промозгло и неприятно.
Так, поеживаясь от порывистого ветра и вздрагивая от редких капель дождя, брожу между аренами «Мельбурн-парка», наблюдая за тренировками наших теннисистов. Первыми встречаю Веру Звонареву и Елену Веснину. Всего неделю назад они играли между собой на турнире в Сиднее. Матч, правда, не сложился – в первом сете при счете 3:3 Вера снялась из-за проблем с лодыжкой. Но травма, похоже, оказалась несерьезной – сейчас Звонарева бодро и быстро бегает по корту, резво отбиваясь от мячей, посланных Еленой. Хотя черный бинт на ее правом голеностопе напоминает: проблемы со здоровьем у девятой ракетки мира все еще есть.
А страсти-то на корте кипят нешуточные – даром что это всего лишь тренировка! То Звонарева надрывно крикнет что-то своему тренеру, то Веснина злобно шмякнет ракетку о корт.
— Сломалась, – тут же жалуется Лена партнерше и идет менять рабочий инструмент.
– Это вы после визита в нашу редакцию стали друг с другом тренироваться? – напоминаю Весниной об их шутливом поединке со Звонаревой в настольный теннис в стенах «Советского спорта». Вера в это время что-то эмоционально обсуждает со своим тренером.
— Ну да, – смеется 29-я ракетка мира.
— Нога Веру сильно беспокоит?
— Слава богу, нет. После Сиднея ей стало заметно лучше.
— А вы в какой форме подошли к Открытому чемпионату Австралии?
— Чувствую себя нормально. Вообще, начало сезона у меня не задалось. В Окленде я не успела акклиматизироваться и на пятый день «попала» на Ализе Корне. Проиграла. В Сиднее меня вообще тепловой удар хватил – там поначалу жара была 35–37 градусов. Зато в Мельбурне я уже почти неделю, успела нормально прибиться к кортам.
— В первом круге вам встречаться с Татьяной Гарбин из Италии. Чего ждете от этого поединка?
— Гарбин сейчас не в лучшей форме. Она опытная соперница, здорово подрезает, крутит мячи, хорошо двигается. Но в физическом и игровом плане готова не на 100 процентов, так что это будет мне на руку.
Попрощавшись с Леной, тут же ловлю Звонареву. Но Вера выглядит, словно только что проиграла важный матч: раздосадована, в плохом настроении…
— Давайте не сейчас, – отвечает на просьбу о небольшом интервью.
ПЕТРОВА: ХОЧУ СЫГРАТЬ С ЭНИН
Проводив Веснину со Звонаревой, ловлю на соседнем корте Надежду Петрову.
— Надо мне разыграться, – весело рапортует о своем состоянии 20-я ракетка мира. – В этом сезоне у меня пока не было побед – проиграла в первом круге и в Окленде, и в Сиднее. Хотя чувствую, что физическая форма у меня хороша – куда лучше, чем в начале прошлого года. Осталось почувствовать вкус побед.
— В этом плане сетка в Мельбурне вам подходит?
— Вполне. Но уже в третьем круге я могу сыграть с Клийстерс. Так что в первых раундах постараюсь набрать кондиции. Хочу вспомнить, как играла с Ким, когда мы обе были в лучшей форме.
— Сейчас здорово выглядит другая бельгийка, вернувшаяся в большой спорт, – Жюстин Энин…
— Знаете, мне очень хочется с ней сыграть. Жюстин пять месяцев готовилась к этому сезону, она в отличной физической форме. Но игровой практики ей не хватает. Я не считаю ее фаворитом турнира – при всем таланте Энин, длительное отсутствие в Туре на ней обязательно скажется. Хотя выиграть титул ей вполне по силам, – если она будет стремиться именно к этому. Так, как стремилась Ким на «Ю. Эс. Оупен» в прошлом году.
ДАВЫДЕНКО: К МАТЧУ С ФЕДЕРЕРОМ НАДО ЗАРЯДИТЬСЯ УВЕРЕННОСТЬЮ
Проходя мимо кафе для игроков, я, бросив взгляд сквозь матовое окошко, украшенное наклейками в виде ракеток, вижу за столом всю спортивную семью Давыденко – Николая, в компании брата и тренера Эдуарда, супруги Ирины и племянника Филиппа.
— Николай, как отпраздновали победу в Дохе? – перехватываю Давыденко у дверей ресторана.
— Смеетесь, что ли? Какое «отпраздновал», – улыбается Николай. – Сразу полетел в Мельбурн, готовиться к «Австралиан Оупен». Я тут уже с понедельника, прибиваюсь к кортам, вхожу в рабочий режим…
— Прошлогодний чемпионат Австралии вы пропустили из-за травмы пятки. А вернулись чемпионом мира, низвергателем Федерера и Надаля… Отношение организаторов к вам как-то изменилось?
— Не сказал бы. Я тут уже не первый год высоко посеян. Меня и раньше ставили на «шоу-корты» (центральные арены. – Прим. ред.), так и сейчас будут ставить. Как еще они могут меня выделить?
— За последние три месяца вы стали лидером мужского тенниса. При этом вам многие прочат победу на турнире «Большого шлема», но не на Открытом чемпионате Австралии, а на «Ю. Эс. Оупен». Мол, корты в Мельбурне вам не подходят. Что сами думаете по этому поводу?
— А ничего не думаю. Вот сыграю первые матчи – тогда посмотрим. Я ведь на любом покрытии могу хорошо выступить, важно успеть к нему привыкнуть. Три четвертьфинала в Мельбурне говорят о том, что и тут я могу здорово выглядеть, не так ли?
— Вы сами не раз говорили, что победить на турнире «Большого шлема» вам мешает неважная выносливость – тяжело играть две недели матчи из пяти сетов. Как сейчас оцениваете свою готовность?
— Знаете, я так скажу: в Дохе я с Федерером играл две партии – и он устал. Потом с Надалем я играл три сета – и он тоже вымотался. Вывод? Все зависит от конкретного человека в конкретный момент. Может, на второй неделе я буду свеж как огурчик, а остальные фавориты выдохнутся? Или наоборот.
— С Роджером вы можете встретиться уже в четвертьфинале. От чего будет зависеть успех в этом матче?
— От моей уверенности в себе. Последние два раза я побеждал Федерера, так как знал – могу и должен его одолеть. Вот и здесь, в Мельбурне, в первых кругах мне надо заручиться такой уверенностью.
— А как насчет того, чтобы сохранить силы, выиграв первые четыре матча в трех сетах?
— Это не важно. Вот форму мне подтянуть надо. Да, в Дохе я играл хорошо, был лучшим. Но тут другой турнир, другие правила, более длинные матчи. И то, как я играл в Катаре, теперь не имеет значения. Все начинается с нуля. Вот смогу нащупать свою игру, почувствую уверенность в себе к матчу с Федерером – тогда берегись, Роджер! – смеется Давыденко на прощание.
ДЕМЕНТЬЕВА: МЫ ВСЕ БУДЕМ В ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ
Чуть раньше, заблудившись в коридорах и закоулках под трибунами арены имени Рода Лейвера, я нос к носу столкнулся с олимпийской чемпионкой Еленой Дементьевой. Накинув на оба плеча сумки с инвентарем и формой, она бодро шагала после тренировки к выходу из спорткомплекса, где ее ждал шатл до официального отеля.
— Я всего-то здесь второй день. Еще только привыкаю к кортам, к обстановке, – от ослепительной улыбки одной из самых очаровательных теннисисток ВТА-тура растаял не только я, но и пара китайских игроков, которые, проходя мимо и заглядевшись на пятую ракетку мира, едва не стукнулись лбом о дверной косяк. – В Сиднее я выступила здорово. Важно не только то, что победила, но и то, что выполнила весь свой план на турнир – набрала игровую форму, акклиматизировалась, сыграла – и вполне успешно! – с серьезными соперницами. Победы над Динарой Сафиной и Сереной Уильямс, конечно, придают уверенности. Но тут, в Мельбурне, об этом лучше лишний раз не думать.
— Вам уже во втором круге, возможно, предстоит встреча с Жюстин Энин. Интересно сыграть с великой бельгийкой, вернувшейся в профессиональный спорт?
— А как же! Конечно, я смотрела сетку и знаю, что могу скоро сыграть с Жюстин. Интересный получится матч. Но пока у меня на повестке дня Вера Душевина – тоже серьезная соперница.
— В Мельбурне как-то не жарко – дождик, ветер…
— Да, не знаешь, что лучше, – вновь радует своей улыбкой Дементьева. – В Австралии вообще погода часто меняется. В Сиднее сначала жара была невообразимая, а потом мы с Динарой несколько часов из-за дождя матч начать не могли. Так и тут… На первую неделю синоптики обещают ветер. Тоже, можно сказать, экстремальные условия.
…К восьми вечера «Мельбурн-парк» стремительно пустеет. Федерер и компания давно закончили свой шутливый матч, тренировки на кортах завершились, зрителей совсем не осталось. Возвращаясь к станции «Джолимонт», слышу только дикие песни австралийской птицы кукабарры, напоминающие крики теннисисток в самые тяжелые моменты матчей. Сегодня в это время здесь будут слышны уже настоящие теннисные стоны…