Хойцер от тюрьмы не отвертелся
В очередной раз всплыло на поверхность "дело Хойцера" - продажного немецкого арбитра, ставшего главным участником самого крупного скандала в немецком футболе за последние 30 лет, связанного с организацией договорных матчей. В конце ноября государственный прокурор Хартмут Шнайдер обжаловал прошлогодний приговор Роберту Хойцеру в высшем апелляционном суде Германии, но тот был оставлен в силе.
Как настаивал прокурор, наказание, согласно которому 27-летний арбитр должен провести за решеткой 2 года и 5 месяцев, необходимо пересмотреть в связи с тем, что технически обвиняемый не нарушал закон, поскольку в немецком законодательстве отсутствует соответствующая статья. В своих требованиях Шнайдер указывал на 45-летней давности события, когда за отсутствием состава преступления были оправданы люди, замешанные в скандале со ставками на скачки. "Да, это было мошенничеством, но никакой криминальной ответственности действия Хойцера не подразумевали", - заявил Шнайдер.
Вообще, стоит напомнить, решение суда отправить Хойцера за решетку на два с лишним года, вынесенное в ноябре 2005-го, поразило тогда многих. И в первую очередь, самих обвинителей, которые настаивали всего лишь на условном сроке. Очевидно, оно было продиктовано общественным давлением в связи с надвигавшимся чемпионатом мира и желанием поскорее "отмыться" от позора. Теперь же, на состоявшемся в середине декабря заседании Федеральной судебной палаты в Лейпциге, шансы благополучно "отскочить" от тюряги получил не только скандальный рефери, но и организатор всего этого футбольного беспредела - хорват Анте Сапина (ему дали 2 года 11 месяцев).
И все-таки Шнайдер и Хойцер свою битву проиграли. 15 декабря лейпцигский суд признал справедливым прошлогоднее решение и оставил наказание в силе. Это касается и остальных апеллянтов (Сапины плюс тех четверых, что получили условные сроки).
Президент Немецкого футбольного союза (DFB) Тео Цванцигер даже не пытался скрыть своего удовлетворения. Узнав о том, что суд не стал пересматривать приговор в сторону смягчения, чиновник сказал, что это лишний раз доказывает, что действия Хойцера были "не просто невинной шалостью, но обманом, который должен быть наказан".
"Исход слушаний в Лейпциге важен как для футбола, так и для всего общества в целом", - заметил Цванцигер. Того же мнения и Фолькер Рот, шеф судейского корпуса: "Я рад такому приговору. Для 81 тысячи немецких арбитров это будет наглядным примером и поможет им свято блюсти образ неподкупности".
Интересно, что Хойцер услышал об окончательном решении... по радио, в тот момент, когда ехал по Берлину с другом в машине. В зале суда его представлял адвокат. Отбывать срок он должен был начать в январе. Где именно, огласке не предавалось, но Роберт надеялся, что это будет тюрьма с щадящим режимом в Шпандау, где уже побывали некоторые известные люди - например, актер Карстен Шпек и боксер Грациано Роккиджани. Туда заключенные приходят только на ночь, а дневное время (с 6.45 по 17.30) им разрешено проводить на свободе. Раз в месяц, на один из уик-эндов, допускается провести вне тюрьмы и ночь.
Было одно "но": такой режим возможен только для активно занятых людей. Хойцер же слонялся без работы. Однако это препятствие легко устранялось, так как его дядя Дитмар в любой момент может зачислить его, плотника по специальности, в штат своей строительной фирмы.
Самое же интересное в этой истории то, что Хойцеру оставили почти все нажитые мошенническим путем деньги. Еще в 2005-м DFB воздержался от вынесения ему штрафа в 50 тысяч евро. Из тех 68 тысяч, что ему перечислил в качестве "гонорара" Анте Сапина (плюс плазменный телевизор), на момент возбуждения дела на счету оставались 29900. Вместе с телевизором эти деньги были поначалу конфискованы, но потом за вычетом небольшой части, пошедшей на покрытие судебных издержек (2000 евро), владельцу возвращены. Еще какую-то часть Хойцер заплатил в качестве налогов (со взяток!), но основная сумма все равно уцелела. Почему так произошло? Потому что ни от одной из пострадавших в результате махинаций Хойцера сторон не поступило никаких финансовых претензий. А значит, по закону эти средства остаются в его распоряжении.
Как поживают остальные участники скандала? Анте Сапина перед отсидкой разъезжал по Берлину в автомобиле с номерным знаком B-OG (это и по-хорватски "бог") и помогал брату Милану по хозяйству в приснопамятном кафе "Кинг", где махинаторы строили свои планы. Сам Милан в ноябре женился на подруге Любе и ждет появления на свет близнецов. Доминик Маркс, другой продажный судья, работает в фирме у тестя. А Штеффен Карл по-прежнему играет в футбол - в пятом дивизионе, за Фортуну" (Кемниц).
Журнал "Весь футбол" (март)