Разделяй и властвуй как принцип управления в украинском футболе
События последнего времени свидетельствуют, что в украинском футболе началась нешуточная борьба за сферы влияния. У всех на слуху постоянно возникающие конфликты в цепочке ФФУ – ПЛ – ПФЛ.
Говорят, что футбол должен быть вне политики. Тезис в принципе абсолютно логичный. Но с другой стороны, по меньшей мере, у нас, абсолютно нереальный. Один перечень имен, причастных сегодня к украинскому футболу, яркое тому свидетельство. Если же учесть, что по существующей у нас традиции, никак не удается разделить сиамских близнецов - политику и бизнес – то и последний занял свое место как в кабинетах, так и на футбольных полях.
Говорят, власти никогда много не бывает. А уж делится ею, по крайней мере, у нас, не принято. Из истории наши футбольные функционеры хорошо усвоили одно правило – власть не отдают. Ее отбирают.
Начало по экспроприации футбольной власти было положено в 80-х, когда в СССР попытались создать ПФЛ. На то время затея была обречена на провал, но все же, как говорил известный исторический персонаж, процесс пошел. С развалом СССР начала валиться и система управления футболом. Но если в Москве создание ПФЛ было, как говорится, коллективным трудом, то позже в Киеве это была заслуга исключительно одного человека – нынешнего главы ФФУ, который к тому времени приобрел флагман украинского клубного футбола.
Что его толкнуло на путь создания ПФЛ? Конечно же, амбиции. Когда на одном из первых для себя заседаний тогдашнего исполкома он пытался выступить, а ему просто не дали слово – стало ясно: нужно что-то предпринимать. При том месте в футбольной власти, которое ему выделили – решать серьезные задачи, да и еще новичку в футболе, было невозможно. Тогда и был взят за основу российский опыт, умноженный на талант нового президента суперклуба и поддержанный его коллегами по футбольному цеху. В ту пору они еще не понимали, что главный инициатор к полумерам не привык – если что-либо забирает, то полностью, окончательно и только для себя.
Поняли это в 2000-м, когда он же забрал под себя ФФУ, а на освободившееся место главы ПФЛ хотел поставить своего верного подчиненного. Вот тут-то в отдельно взятом регионе и смекнули – при таком раскладе в стране будет один вечный чемпион.
Понимая, что номер не проходит, шеф отступил и «порекомендовал» подчиненному снять свою кандидатуру. На пост президента ПФЛ был избран представитель вышеупомянутого региона.
Началась восьмилетняя война за футбольную власть. Одни хотели все же реализовать свой ранее намеченный план – сконцентрировать все в своих руках. Другие – боролись за сохранение хотя бы той минимальной власти, которую бывшие руководители профессионального футбола выделили своим оппонентам.
Потеряв всякую надежду подмять под себя ПФЛ, ФФУ пошла по испытанному пути – разделяй и властвуй. Умело используя настроения отдельных клубов, ФФУ активизировала деятельность по созданию Премьер-лиги. Находясь как бы в стороне от этого процесса, показательно отдав инициативу клубам, аккуратно пытались внедрить на пост руководителя своего человека.
Когда и в этот раз не срослось, решили главу новой организации попросту приручить. Вначале пели ему дифирамбы, дескать, наконец пришел к руководству в профессиональном футболе человек, с которым можно нормально сотрудничать, в отличие от «скандальных» руководителей ПФЛ. Но как только президент ПЛ начал проявлять инициативы, где хотя бы просматривалась тень перераспределения футбольной власти – началась активная кампания по его шельмованию. И как результат – устроили ему перевыборы. Когда же переворот не получился, стали буквально обливать его грязью. Апогей был достигнут после того, как президент ПЛ озвучил вполне законно обоснованное желание клубов пополнить многочисленные ряды коллективных членов ФФУ, немалая часть из которых весьма далека от футбола, а также создать равноудаленную от всех судейскую организацию. Очевидно, первое желание клубов не входило в планы руководства ФФУ, а второе – в планы руководства одного из клубов. Хотя ни для кого уже не секрет, что и в том, и в другом руководстве хозяин один.
За излишнее вольнодумство получила и нынешняя ПФЛ, которой ясно дали понять – будете дергаться – реформируем, а ваши полномочия передадим Комитету профессионального футбола ФФУ. По задумке федерации, такая угроза для ПФЛ должна поубавить пыл и Премьер-лиги.
От слов к делу по перераспределению властных полномочий ФФУ может перейти уже сегодня на заседании своего исполкома. Следите за событиями.
Виктор АНАЛИТИК, специально для Террикона