Анатолий Тимощук. Магия капитанской повязки
Сегодня предлагаю поговорить о людях, которым по долгу службы приходится быть лидерами своих команд. О капитанах.
ПОДАРОК ОТ МАТТЕУСА
Истекают добавленные арбитром минуты матча 1/16 финала Кубка УЕФА «Шахтер» — «Нанси». Фернандиньо теряет мяч, который тотчас подхватывает игрок французской команды, движется вперед и пытается оторваться от соперника. Догоняю француза и выигрываю единоборство, но арбитр считает, что я делаю это с нарушением правил, и достает «горчичник» — второй для меня в матче. Этот поединок статистики уже записали как последний, в котором я выходил с капитанской повязкой...
Многие считают, что капитан на поле – это скорее символическая фигура, дань традиции, оттого и задают вопрос: «Зачем выбирать капитана, разве без него играть в футбол нельзя?»
Нельзя. Одним символизмом дело не ограничивается. Приведу пару примеров из истории. Одну из первых команд в британском футболе составляли королевские инженеры, и самый старший из них считался главой команды – капитаном. А Геродот описывал игру, которую солдаты древнегреческой армии использовали для поддержания собственной боеготовности. Мячом в ней была… голова капитана проигравшей команды. Так что дополнительная ответственность капитана за результат – исторический факт…
Впервые я ощутил эту ответственность, когда получил повязку в «Шахтере». Сколько себя помню, всегда был капитаном: во дворе, школе, молодежной сборной Украины.
В деталях помню день, когда главный тренер «Шахтера» Невио Скала вызвал меня и прежнего капитана Сергея Попова и объявил, что повязка переходит ко мне. Это случилось 15 марта 2002 года, накануне матча с «Ворсклой». А на следующий день «Шахтер» разгромил полтавчан со счетом 4:0… Несмотря ни на что, для меня Попов оставался лидером и авторитетом на поле. Именно от Сергея я и получил свою первую капитанскую повязку – красного цвета. В клубе она считалась фартовой и приносила удачу. Но после матча Лиги чемпионов в Милане (октябрь 2004 года, «Милан» — «Шахтер» — 4:0) подменявший меня Матузалем (я пропускал этот матч из-за травмы), которому неведомы клубные традиции и ценности, кому-то отдал реликвию…
После этого я выходил на игры со своей собственной повязкой – цветов немецкого флага. Ее мне подарил помощник главного тренера «Шахтера» Александр Спиридон, а до этого она принадлежала Лотару Маттеусу, игра которого мне импонировала. Эта повязку, кстати, я привез с собой в Питер.
Открою секрет: в любой команде есть процедура одевания повязки. В «Шахтере» это делал Спиридон, в сборной – доктор. В «Зените» — тоже врач либо массажист.
КАПИТАНА ВЫБИРАЮТ ПО ДУХУ
Казалось бы, какая разница между капитаном клуба и сборной? В сборной исполнять эти функции удобнее: в этой команде говоришь с партнерами на одном языке. Тяжелее в клубе, когда люди не могут общаться даже на английском. Когда я только пришел в сборную, Валерий Лобановский практиковал сборы командного совета, на котором решались принципиальные вопросы, обсуждались различные идеи. В него, помимо тренеров, входили и футболисты: Андрей Гусин, Олег Лужный, Андрей Шевченко, Сергей Ребров. Несмотря на возраст (а было мне без малого 21 год), я стал членом этого совета.
Через четыре года мне впервые довелось примерить повязку капитана сборной Украины. Второй матч в новой для себя роли пришелся на игру, посвященную столетию французского футбола: в июне 2004 года сборная Украины в Сен-Дени играла товарищеский матч против хозяев. Тот поединок, кстати, стал сотым в истории нашей национальной команды. Так вот, моим оппонентом тогда был легендарный Зинедин Зидан. С ним через полтора года мне довелось сыграть: в Дюссельдорфе проходил матч «Друзей Зидана» против «Друзей Роналдо». Мы выиграли тогда 4:2, а поверженную команду, кстати, на пару с Руди Феллером, тренировал Гус Хиддинк.
Кто должен быть капитаном? Вспоминая игру Зидана, Кина, Маттеуса, отвечу так: футболист, отдавший клубу многое, заслуживший признание одноклубников и вызывающий уважение у болельщиков. При выборе лидера не надо обращать внимания на возраст или национальность, цвет кожи или умение делать финты. Капитана команды выбирают по духу лидерства, который заложен внутри него.
Кстати, однозначного ответа, что лучше – когда капитана назначает тренер или этот выбор игроки совершают сами, дать нельзя. В каждом коллективе все индивидуально, универсальной формулы не изобретено. Вот как у нас в «Зените». Знаю, что раньше капитана назначал тренер, но в этот раз Дик Адвокат положился на выбор ребят. Перед отъездом в Пермь каждый футболист написал по три кандидатуры, а перед ужином тренер объявил, что победил Хаген. Я подошел к Эрику, поздравил его. Если его выбрали, значит, он сможет помочь команде преодолеть сложности.