Чьи вы, хлопцы, будете?
Евгений ЯСЕНОВ
В матче с «Ворсклой» случился исторический для «Шахтера» момент. После того, как Луческу произвел три замены, на поле осталось всего два бразильца. Такого не было с эпохи раннего Брандао. В то же время, с выходом Кости Кравченко в боевом составе оказалось семь украинцев. Ничего подобного не припоминается примерно со времен позднего Орбу. Момент был интересный, и болельщики моментально отреагировали на внезапную украинизацию команды. Отреагировали, разумеется, положительно.
Патриоты любого клуба всегда хотят видеть в составе «своих пацанов». Поэтому, хотя Кубок УЕФА для «Шахтера» выиграли прежде всего бразильцы, многие донецкие болельщики втайне мечтают о том дне, когда без них можно будет обойтись. И выходящего на замену «своего» встречают радостнее, чем «легионера». Ну еще бы! Ведь у наших так мало шансов прорваться. Принято считать, что разумный клуб действует по правилу «легионер должен быть вдвое сильнее местного». В «Шахтере», наоборот, украинцам нужно выпрыгнуть из себя, чтобы заслужить место в «основе». Правильно ли это – конечно, решает результат. Но почему-то, когда Луис Адриано и Гладкий играли одинаково паршиво, постоянно выходил Луис Адриано. И другая сторона проблемы – почему-то Селезнев забивает где угодно, только не в «Шахтере».
Но вот в матче с «Ворсклой» на поле появляется сразу семь украинцев. Неужели Луческу научился ценить местных? В самом деле, замена сразу трех ключевых бразильцев выглядела слишком демонстративной, чтобы не увидеть за ней какого-то второго смысла. Как будто ребенок в сердцах выбрасывает с балкона любимую игрушку, переставшую приносить радость. Впрочем, не будем лезть в душу тренеру – что бы там он не думал, главное не это, а то, что шанс украинцы получили. Редкий шанс сыграть в свою игру, не подлаживаясь под бразильское большинство. У них было минут 15-20. Никто из них не показал ничего выдающегося. Командную игру они не оживили – более того, «Ворскла» умудрилась организовать что-то вроде последнего штурма и вполне могла сравнять счет.
Мне станут возражать – мол, за эти несчастные минуты невозможно было сделать что-то выдающееся. А я отвечу: мы привыкли снисходительно относиться к своим. Так не борются за место в составе! В клубе уровня «Шахтера» место в составе выгрызают зубами. Если этого не происходит – значит, с клубом что-то не так. Почему у местных нет желания умереть, но оттереть «легионеров» (так, как это делает, например, Педро в «Барселоне») – большой вопрос. Ясно одно: при такой ситуации для донецких болельщиков последним украинским «Шахтером» навсегда останется тот, в котором играл поздний Орбу.