Штолцерс: "Моя зарплата в "Шахтере" была проблемой"
В истории "Шахтера" латвийский форвард Андрес Штолцерс (35 лет) оставил не столь заметный след: забил 14 мячей за неполные три сезона. С приходом Виктора Прокопенко окончательно потерял место в основном составе "горняков" и был отдан в аренду московскому "Спартаку", где Штолцерс забивал в каждом матче, чем обратил на себя внимание французского наставника лондонского "Фулхэма" Жана Тигана. Поговаривают, что "Шахтер" в 2000 году получил за латыша от "дачников" очень неслабые деньги – $3,5 млн.
Впрочем, карьера в Англии у Штолцерса не заладилась, он уже и в родную Латвию вернулся транзитом через Азербайджан, пробует тренировать. И вдруг делает резкий поворот: пять месяцев назад бросает все в Риге и уезжает в Англию.
– Андрес, отчего вдруг в Лондон обратно потянуло?
– Решили рискнуть и осесть в Англии. В Латвии плохо, многие люди уезжают в Европу. Продали квартиру в Риге и на эти деньги совершили переезд. Сняли жилье на окраине Лондона, купили автомобиль, ищу хорошую работу, связанную с футболом.
– Ты же играешь?
– Да, раньше это был "Бат-Сити", теперь перешел в "Хэйез-Йединг" – в той же региональной лиге. Это тоже полупрофессиональная команда и здесь на жизнь особо не заработаешь – получаю 300 фунтов в неделю, а за аренду квартиры, например, нужно платить больше 900 в месяц.
– И какие планы?
– Активно занимаюсь тем, чтобы стать скаутом (агентом) и параллельно стараюсь получить тренерскую лицензию – готов хоть детей тренировать. Жена уже стала на биржу, сдала необходимые экзамены и ждет предложений о работе.
– С кем из бывших партнеров по "Фулхэму" общаешься?
– Скаут "дачников" Кит Саймон здорово помогает, благодаря ему и решился на переезд. Дружу с французами Аленом Гома и Стидом Мальбранком. Пытался выйти на связь с Эдвином ван дер Саром, но он, кажется, "зазвездился" в "МЮ", и на мои смс-ки еще ни разу не ответил (смеется. – Прим.авт.).
– Футболист твоего уровня мог обеспечить свое будущее?
– Относительно. Я когда в "Шахтер" переходил, у меня еще своего жилья не было. Мы с Оксаной и на ребенка решились тогда. И именно жена надоумила постепенно заработанные деньги вкладывать в недвижимость. Вот и заработал на квартиру в Риге – уже проданную, правда. Зато в Латвии остался загородный дом (200 м2), сами строили.
– Сколько платили по тем временам в "Шахтере"?
– С моей стороны некорректно говорить, потому что размер моей зарплаты стал проблемой в отношениях с партнерами – пошел слух, что я больше всех в команде получаю.
– Не разговаривали? Передачи не отдавали?
– Наоборот, "травили", но я не в обиде. Я вообще человек мира – всюду как адаптер, да и характер такой: везде хочу выигрывать, поэтому нужно подстроиться под коллектив, наладить отношения. Валерий Яремченко, кстати, всегда защищал, если меня "притравливали". А с бывшими партнерами потом в Латвии как-то пересеклись по футбольным делам – с Геной Орбу, Игорем Леоновым. Отлично пообщались, как старые друзья! Об Украине вообще остались прекрасные воспоминания.
– А о России, "Спартаке"?
– Я еще хотел бы добрым словом вспомнить Виктора Прокопенко. Он принял "Шахтер", вызвал меня и прямо сказал, что, извини, мол, не вижу тебя в своей команде – надо искать варианты. Очень порядочно с его стороны! А в "Спартаке" была неповторимая аура – чемпионская. Команда личностей, но все были как одна семья.
– А у "Шахтера" какая была аура?
– Борьба, сплошная борьба! (улыбается. – Прим. авт.). Ломать стереотипы еще Анатолий Бышовец начал – тоже интересный человек. Все недоумевали относительно его методов, а чемпионство к "Шахтеру" потом придет.
– С президентом "горняков" общался?
– Ни разу, чтобы тет-а-тет. В основном, на банкетах или в компании игроков. Но таких влюбленных в футбол людей я, пожалуй, нигде не встречал.
– А Аль-Файед в "Фулхэме"?
– Тоже харизматическая личность, тоже любит футбол и нередко заходит в раздевалку – радуется, как ребенок, победам вместе со всеми. Но "Фулхэм" – середняк, а "Шахтер" Рината Ахметова – европейский гранд. Выигрышу Кубка УЕФА я вообще был поражен!
"Он опять забил?!"
Штолцерс запомнился тем, что забивать начинал с ходу. Так было в "Шахтере" с первых матчей, так было в "Спартаке" (забивал в первых четырех играх подряд) и, что удивительно, отличился в дебютном же матче за "Фулхэм", выйдя на замену. Когда он начал штамповать голы в Москве, менеджеры "Шахтера" были просто в шоке и не знали, что ответить на лаконичный и резонный вопрос президента Ахметова: "Почему он там забивает, а у нас вообще не играл?"
Наблюдение со стороны
По данным источника "БЛИК-Спорт", Андресу Штолцерсу платили в "Шахтере" $7 тыс. в месяц, причем зарплата была легальной, как говорят, "белой". Ровно столько же латыш получал и в "Спартаке". А в Донецке тогда партнеры-украинцы действительно получали на порядок меньше, и порой Штолцерсу доставалось от лидеров команды прямо на поле – за потерянный мяч (даже после неудобной передачи в борьбе) или, наоборот, в выгодной позиции перед воротами латыша почему-то "не видели". Зарплаты новой волны легионеров "Шахтера" уже после Штолцерса только росли.