Марат Кабаев: "Буряк громко ругался - в номерах киевлян отключили воду"
Бывший игрок ташкентского "Пахтакора" Марат Кабаев в первой половине 1980-х годов считался одним из самых перспективных форвардов нашего футбола. Кабаев играл в молодежной сборной СССР, стучался в главную команду страны.
– Много лет назад советский чемпионат трудно было представить без "Пахтакора". Сейчас, например, зенитовцы – чемпионы СССР – с ностальгией говорят о поездках в Ташкент. Вы часто вспоминаете дела давно минувших дней?
– А как вы думаете? "Пахтакор" не хватал звезд с неба, но частенько "пил кровь" лидеров нашего футбола.
– Давайте говорить начистоту: в Ташкенте практиковали раннее начало матчей под палящим солнцем, когда столбик термометра в тени застывал на отметке 40 градусов. "Маленькие хитрости", как сказал бы комментатор Владимир Маслаченко, позволяли собирать в домашних матчах богатый очковый урожай?
– Случалось, на уловки попадались мы сами. Помню, игру с "Зенитом" назначили на три часа дня. Солнце стояло, образно говоря, в зените, мы ходили пешком по полю, а Коля Ларионов один раз пробежал по флангу и забил. Хотя чаще всего раннее начало матчей приносило нам дивиденды. У "Зенита" в 1982-м мы выиграли 5:0, у "Спартака" годом раньше – 3:0. Крупно обыгрывали киевлян. Накануне игры с ними анекдотическая история произошла. Тогда все звезды киевлян прилетели в Ташкент – Блохин, Буряк, Бессонов, Демьяненко. И в этот же день в их номерах отключили воду…
– Конечно же, случайно…
– Не берусь судить (улыбается). Динамовцы остановились в гостинице "Ленинград" (сейчас она называется "Парк Турон"). Напротив располагалось здание Министерства водного хозяйства, сверху же установили типичный лозунг советских времен: "Вода – это жизнь!". Выходит Леонид Буряк на балкон, читает про воду и начинает громко ругаться! Сейчас мы вспоминаем об этом с юмором, но тогда киевским ребятам было совсем не до смеха.
– В 1979-м случилась трагедия всего советского футбола. "Пахтакор" разбился в автокатастрофе. В регламент чемпионата СССР была внесена статья, по которой в течение трех лет независимо от результатов команда сохраняла место в высшей лиге. Многие полагали, что после снятия табу вы вылетите из высшей лиги, однако в 1982-м "Пахтакор" занял шестое место, оставив за спиной "Зенит", московские "Динамо", "Торпедо", ЦСКА.
– В этом заслуга украинского тренера с венгерскими корнями Иштвана Секеча. Он сумел соединить южную технику с "физикой".
– Не поверю, что одного из лучших нападающих чемпионата не зазывали в Москву или в Киев!
– В 1981-м на меня имел виды Валерий Васильевич Лобановский. Однако приглашение до меня не дошло.
– ???
– Договаривались Рашидов и первый человек Украины Владимир Щербицкий. Рашидов убедил "коллегу" меня не забирать. Хотелось бы, конечно, попробовать себя в суперклубе. С другой стороны, через несколько лет после гибели "Пахтакора" мой уход посчитали бы настоящим предательством.
– В 1989-м, когда "Пахтакор" прочно засосала трясина союзной первой лиги, вы отважились на переход в "Днепр", который на тот момент был чемпионом СССР… Тогда "предателем" вас уже не называли?
– Называли, и когда в Израиль пытался уехать – опять предатель… В "Днепре" прошел сборы с покойным ныне Евгением Кучеревским. Конкуренция в атаке сумасшедшая – Лютый, Шахов, Сон. Однако я чувствовал огромный прилив сил, готов был бороться за место в составе, но получил обидную травму. На тренировке играли в баскетбол (я же с первого по восьмой класс занимался баскетболом). Выпрыгнул за мячом, а высоченный Володя Лютый на меня сверху сел – произошло смещение позвонков. Ездил к знаменитому на весь Союз костоправу Касьяну в Полтавскую область. Вроде бы восстановился, но в матче с "Металлистом" мне въехали в голеностоп. Выбыл еще на два месяца, потом травмы пошли одна за другой.
– Прямо карма какая-то!..
– Именно! Футболисты-то – народ суеверный. После всех травм почувствовал, что нужно уезжать из Днепропетровска. А ведь уже практически перевез в Днепр семью. Со дня на день должны были дать квартиру.
– Душа не лежала?
– Побоялся, что из Ташкента меня выпишут, а в "Днепре" не получится, и вообще без жилья останусь. К счастью, "Пахтакор" тренировал Виктор Носов, тоже, к большому сожалению, ушедший от нас. Ему Ташкент обязан возрождением команды. У нас тогда молодежь появилась – Пятницкий, Касымов. Однако Союз рухнул, и вскоре все разбежались по свету…