Ответ знает только Блаттер
Хорошо, если чемпионат мира в ЮАР пройдет без особых происшествий. Но многочисленные сообщения о разгуле преступности в этой стране, больше похожие на сводки с фронтов, заставляют усомниться в благоприятном исходе самого масштабного футбольного мероприятия.
Август 2007 года. Бывший футболист сборной Австрии Петер Бургшталлер вышел из своего отеля в южноафриканском Дурбане вместе со всеми представителями делегации своей страны, которая прибыла в ЮАР для участия в церемонии жеребьевки отборочного турнира. Будучи не включенным в официальный состав, он распрощался с приятелями и коллегами, отправлявшимися в конференц-зал, и решил поиграть в гольф в находящемся неподалеку роскошном гольф-клубе. Живым его больше не видели. Бургшталлера нашли прямо на зеленом газоне, с простреленной грудной клеткой.
Сказать, что все прибывшие в Дурбан были в шоке, значит не сказать ничего. Только президент ФИФА Зеппа Блаттер, как в свое время Александр Ульянов, пошел другим путем. «Конечно, то, что произошло — ужасно, — заявил он. — Но в городе, в котором проживает 3,5 миллиона человек, такое, увы, возможно. И не только в ЮАР. На прошлой неделе, например, в Цюрихе была застрелена на трамвайной остановке 16-летняя девушка. Преступления совершаются везде».
Трудно себе представить, сколько усилий стоило руководителю ФИФА добиться проведения чемпионата мира в одной из самых опасных стран на планете. Однако стереотипное представление о ЮАР, сложившееся еще со времен первой золотой лихорадки, после трагедии в Дурбане только усилилось. Несмотря на возмущение большинства федераций относительно случившегося, с экранов продолжали светло улыбаться представители оргкомитета, заверяющие, что «сейчас произошло недоразумение, а уж к июню 2010 года все будет безопасно, как… в Швейцарии» (вырвалось же у кого-то, право слово!).
Все крупные турниры, которые проходили в ЮАР в недавнем прошлом, а именно: Кубок мира по регби в 1995-м, Кубок Африки по футболу в 1996-м, Африканские игры — 1999 и Кубок мира по крикету — 2003, — были отмечены обилием преступлений. Крали, грабили и даже убивали — все, как положено. В конце концов, даже на недавнем Кубке Конфедераций умудрились ограбить не кого-нибудь, а всю сборную Бразилии. В отеле, казалось бы, роскошном и строго охраняемом. Впрочем, гольф-клуб, где застрелили беднягу Бургшталлера, был таким же. Последним хитом стало нападение на бразильского журналиста, который прибыл в Йоханнесбург с самыми добрыми намерениями: собрать материал и доложить общественности о том, что за считанные дни до начала чемпионата мира «в Багдаде все спокойно, а в Намангане яблочки зреют ароматные».
«Яблочек» бразилец получил «целый килограмм»: когда журналист выходил из, опять же, охраняемого торгового центра всамом сердце Йоханнесбурга, на него набросились сразу несколько человек, повалили на землю и отобрали все, что могло представлять интерес, исключая предметы одежды. «Хорошо, что не убили», — заявил потерпевший-оптимист. Прекрасно, кто же спорит! Но неизвестно, повезет ли тому, кто окажется в подобной ситуации в следующий раз.
У вас есть сомнения в том, что следующий раз настанет? Вот вам еще одна история. На сей раз более близкая нашим сердцам, поскольку речь пойдет о соотечественнике. Корреспондент крупного российского информационного агентства, находясь на Кубке Конфедераций, решил воспользоваться общественным транспортом и сел в нечто, что ему показалось маршруткой. Так получилось, что дружелюбные с виду «пассажиры» оказались вовсе не теми, за кого себя выдавали. Журналист не сразу понял, что его везут не туда, и опомнился, лишь когда Йоханнесбург с его строгими телебашнями и смогом стал исчезать вдали. «Пассажиры», заметив оживление «клиента», тут же превратились в грабителей, которые, наставив на бедолагу пистолет, велели ему отдать все ценные вещи. После продолжительной «чистки» человека высадили посреди дороги, и тому ничего не оставалось, кроме как возвращаться в Йоханнесбург пешком. И в очередной раз заметим: вариант корреспонденту был предложен не самый худший.
Канал «Евроньюс» недавно показал чудесный репортаж из пригорода одного из южноафриканских городов, принимающих игры чемпионата мира. Корреспондент с отчетливо светлым цветом кожи, разгуливая днем по улицам этого тауншипа, состоящего из жуткого вида халуп, беседовал с местным интеллигентом, одетым в спортивный костюм. Абориген гордо рассказал о своеобразном способе искоренения преступности: провинившемуся связывают руки, надевают на шею автомобильную покрышку, обильно политую бензином, и поджигают. Правда, он не уточнил, что так обращаются только с теми, кто нарушил кодекс поведения в данном поселке. Вор и насильник, действующий за пределами тауншипа, освобождается от ответственности. Ошеломленный журналист, сморщившись от сострадания, поинтересовался, а как тут обстоят дела ночью? На что получил лаконичный ответ: «Здесь очень и очень опасно».
Как же, спросите вы, вообще можно жить в этой стране? И зачем было проводить в ней чемпионат мира? Ответ знает только Блаттер...