Виктор Серебряников: "Именно Маслов отыскал в Конче-Заспе место для базы"
Сегодня знаменитому тренеру киевского "Динамо" Виктору Маслову, легендарному Деду, исполнилось бы 100 лет. Он родился и умер в Москве, но самых больших успехов добился в Киеве. По количеству титулов, завоеванных командами Маслова в советском футболе, уступает только Валерию Лобановскому, которого лично... отчислил из киевского "Динамо". Четырежды подопечные Маслова в футболках московского "Торпедо", киевского "Динамо" и ереванского "Арарата" становились чемпионами Советского Союза и шесть раз завоевывали Кубок СССР.
В Москве его называли Мясником (может, потому, что до войны его отец работал там рубщиком мяса?), а в Киеве уважительно нарекли Дедом. С виду грозный и неприступный, на самом деле Виктор Маслов был добрым человеком, не любившим обижать футболистов: если уж распекал, так всю команду, а не кого-то в отдельности. Он был тренером-самородком. Многое определял "на глазок" - тот самый, который по-отечески, а порой с "перчиком" смотрел на футболистов из-под густых бровей.
В жизни Виктора Маслова бывали и обидные поражения, и увольнения, и предательства. Но самый страшный удар судьбы он перенес, когда машина насмерть сбила его восьмилетнего сына...
Сегодня в Москве по случаю 100-летия легендарного тренера состоится матч ветеранов "Торпедо" и киевского "Динамо". Его ученики - Андрей Биба, Виктор Серебряников, Владимир Мунтян, Виталий Хмельницкий, Евгений Рудаков, Владимир Трошкин и другие - в этот день побывают на Долгопрудненском кладбище, где похоронен Виктор Маслов. Они до сих пор с уважением и любовью вспоминают о своем легендарном Деде...
- Помню, Маслов только пришел в "Динамо", - поделился с "ФАКТАМИ" в недавнем интервью знаменитый киевский динамовец Виктор Серебряников. - Собрались мы дома у Вити Каневского. Виктор Александрович толкнул такую речь: "Господа кияне! Вы не подумайте, что я буду ездить и следить за вами. Меня не интересует, что вы делаете в выходной день, куда ходите. Вот зеленое поле - оно мне все скажет, как вы готовились, что умеете. И чтобы я не видел, что кто-то водку пьет! Пейте, когда есть время, но только коньяк. Деньги вы получаете немалые".
Хотя однажды он нас на водке таки поймал. Заходим мы после игры в Москве в ресторан "Пекин", заказываем три бутылки. И в тот момент, когда нам их приносят, появляется Маслов. Подходит, берет водку и... выбрасывает в урну! Затем идет в буфет, возвращается с тремя бутылками коньяка. "Начнем с этого, - говорит. - А пить суррогат, бензин не надо".
В общении Маслов был необыкновенно прост и крепких слов не избегал, если до кого-то из нас суть не доходила. Я даже сейчас его голос слышу, чуть хрипловатый, ироничный и вместе с тем твердый, не терпящий никаких возражений.
Однажды мы только собрались из раздевалки на игру выходить, а он вдруг останавливает нас в дверях и говорит: "Вы знаете, что пришел полный стадион. А зачем люди пришли? На вас посмотреть. Грош цена вам, хохлам, если сыграете так, что следующий матч они захотят смотреть по телевизору. Да я вас всех тогда разгоню, потому что вы ничего не стоите".
Мало кто сейчас помнит, что именно Маслов отыскал в Конче-Заспе место, подходящее для строительства новой футбольной базы. Там благодаря песчаному грунту и отличному дренажу даже в проливной дождь мы не грязь месили, а тренировались на травяном поле без единой лужицы.