Конспекты Луческу , или Новый бразильский проект Шахтера
В январе Шахтер лишился сразу трех украинских игроков, причем далеко не последних в составе. Вместо них пришли два латиноамериканских легионера - и тоже явно не на вторые роли. Все это выглядит как целенаправленная политика, смена вектора, окончательный упор на людей из-за океана. Terrikon.com пробует систематизировать происходящее - и представить будущее...
Когда началось полномасштабное вторжение, казалось, что эпоха "бразильского Шахтера" окончена навсегда - или, по крайней мере, надолго, до окончания войны. Те легионеры, которые были в команде, разбежались кто куда, пользуясь разрешением ФИФА, о новых никто и не заикался - казалось немыслимым представить, что в страну, охваченную войной, поедет хоть какой-то мало-мальски стоящий зарубежный игрок.
Команду сколотили преимущественно из украинцев. Заработало это на удивление неплохо - Шахтер в Лиге чемпионов выдал пару шедевров, вроде 4:1 с РБ Лейпцигом и 1:1 с Реалом. То есть по крайней мере статистически, украинская версия выступила не хуже бразильской. Здесь виделась перспектива, болельщики воспрянули духом. И, вероятно, движение по этой колее продолжилось бы, не случись малопонятная тренерская чехарда.
Создателя новой команды Игора Йовичевича убрали - причем, так и непонятно, почему, никакого внятного официального объяснения не последовало. Скандала удалось избежать, но ощущение несправедливости по отношению к тренеру, который сделал максимум при минимуме возможного - оно осталось. А главное - ушла та атмосфера, которую он создал в Шахтере почти с нуля и на которой команда во многом выезжала, неповторимая смесь таланта, братства и дерзости.
Наверное, можно считать, что именно увольнение Йовичевича стало началом конца "украинского проекта". Потом был странный приход Патрика ван Леувена, абсолютно не "врубившегося" в ситуацию. Ну, и приход Марино Пушича, возродившего непринужденную атмосферу, но уже на другом базисе. Шахтер опять начал покупать бразильцев - и сразу стало очевидно, что это идет вразрез с "украинским проектом" и той атмосферой, которая возникла тревожной осенью 2022.
Впрочем, тут же, на ходу возникла надежда, что удастся срастить два начала - украинское и бразильское, что мы на пороге интересного симбиоза - а ведь прошлое Шахтера доказывает, что он возможен, ведь Мирче Луческу удавалось такой симбиоз создавать, и несколько раз. Но ничего не получилось. Уже в конце прошлого сезона стали проглядывать тревожные симптомы, а после летней паузы вдруг оказалось, что команды-то и нет, как нет и управляющего элемента в лице тренера. Пушич потерял контроль за происходящим, а почему - можно только догадываться.
Удручающие результаты не замедлили последовать. Как итог - десятиочковое отставание от Динамо в УПЛ, потеря реальных надежд на украинское чемпионство. А раз так, то и возможность строить новую команду. Чем в клубе с увлечением и занялись.
Возможно, такой план и предусматривался самим приглашением Пушича, просто обстоятельства заставили воплощать его более лихорадочно, чем хотелось бы. Возможно, именно это имел в виду Дарио Срна, повторяя, как мантру, на протяжении прошлого года, даже в самые неприятные дни, фразу о том, что "мы строим лучший Шахтер в истории". Возможно, именно поэтому и не убрали Пушича в конце прошлого года - потому что все идет по некоему плану (хотя уже пошли слухи, что ему продолжают искать замену)... Конспирологических теорий можно нагородить еще несколько, но все это на данном этапе уже неважно.
Принципиально другое - процент украинских игроков в основном составе Шахтере резко уменьшается, а южноамериканских - соответственно, возрастает. И это возвращает нас к проверенной временем "пропорции Луческу", когда в самых ответственных матчах вся передняя линия и центр полузащиты составлялся из бразильцев, фланги контролировались славяно-румынским братством, а украинцам оставался только центр обороны и священное, неприкосновенное место в воротах.
Кстати, это и работало, и самые крупные победы Шахтер одерживал именно в таком формате. Скажем, в финале Кубка УЕФА на поле в оранжево-черной форме вышли пять бразильцев и трое украинцев. В том составе, который выходил в 2011 в четвертьфинал Лиги чемпионов - опять же, всего трое украинцев, четверо бразильцев и Генрих Мхитарян, которого от бразильца можно было отличить только спросонья (поэтому они и воспринимали его как своего).
О чем это говорит? Только о том, что в умелых Луческу это работало. Попытки перенести его кадровую арифметику на другую почву могут сработать, а могут - и нет, потому что в дело вступает другая тренерская механика.
При этом, покупает Шахтер сейчас не кого попало, деньги платит приличные, а за Калуа Элиаса вывалил сумму вообще по нынешним временам запредельную. Плюс - уже купленные и показавшие класс на евроарене Кевин, Марлон Гомес, Педриньо. То есть, при определенном стечении обстоятельств, весь этот кадровый потенциал может дать соответствующую тягу.
Что остается болельщикам? Ничего другого, кроме как поверить, что в Шахтере действительно создают лучшую версию команды и что вся эта алхимия со временем подарит нам множество приятных эмоций. Такая перспектива совершенно не исключена. В самом деле, иначе зачем платить 17 миллионов евро за одного отдельно взятого бразильского потенциального гения?