Дело Матузалема: "Шахтер" подал иск в ФИФА
Вчера, 25 июля 2007 г., ФК «Шахтер» направил исковое заявление в Комитет по статусу футболистов ФИФА, в котором клуб просит обязать футболиста Франселино Матузалема выплатить в качестве компенсации за одностороннее расторжение контракта 25 миллионов евро, а также обязать ФК «Реал Сарагоса» быть солидарно ответственным перед «Шахтером» за выплату этой суммы.
Кроме того, ФК «Шахтер» просит Комитет ФИФА наложить соответствующие санкции на ФК «Реал Сарагоса» за нарушение статьи 18.3 Правил ФИФА «О статусе и трансфере игроков» (подстрекательство клубом футболиста к расторжению контракта в одностороннем порядке).
Напоминаем, что 19 июля 2007 г. ФК «Шахтер» направил в адрес клуба «Реал Сарагоса» требование о выплате 25 миллионов евро компенсации за расторжение Матузалемом своего контракта в одностороннем порядке. В письме «Шахтер» предлагал «Сарагосе» в трехдневный срок перечислить указанную сумму, однако ответа клуб не получил до сих пор. Поэтому, как и заявлялось ранее, «Шахтер» обратился с исковым заявлением в ФИФА.
Комментарий начальника юридической службы ФК «Шахтер» Андрея Харитончука:
– В 2005 году в Правилах ФИФА под давлением Еврокомиссии появилась статья 17. Евросоюз и в вопросах спорта продемонстрировал свою принципиальную позицию – стоять на защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Суть этой статьи заключается в том, что ФИФА гарантирует клубам так называемый «защищенный» период первые 3 года действия контракта футболиста, причем это касается не только молодых футболистов, а имеет отношение ко всем игрокам. Если быть точнее, футболист, которому еще не исполнилось 28 лет на момент подписания контракта, имеет «защищенный» период в три года, а футболист, которому уже исполнилось 28 лет – 2 года. Это и есть тот самый отрезок времени, в течение которого ФИФА защищает стабильность контракта. Защищает путем наложения дисциплинарных санкций на футболиста в виде дисквалификации, в случае если контракт будет расторгнут без уважительной причины, а также путем наложения дисциплинарных санкций на новый клуб, который априори считается подстрекавшим футболиста к расторжению контракта.
Как правило, по окончании этого периода никакие дисциплинарные санкции уже не налагаются ни на новый клуб, ни на футболиста. Речь идет только о денежной компенсации за одностороннее расторжение контракта без уважительной причины, как в случае с Матузалемом.
Подобные истории происходят не только в Украине, потому говорить о том, что «из Украины бегут легионеры», по меньшей мере, некорректно. Это происходит в Европе и во всем мире, и примеров тому немало: практически в одно время с Матузалемом итальянский вратарь Морган Де Санктис перешел из «Удинезе» в «Севилью», таким же образом поступил Вебстер, перешедший в «Уиган» из «Хартса». Таких дел уже предостаточно. Новый клуб, пользуясь тем, что компенсация в этом случае будет, скорее всего, меньше, чем трансферная стоимость и реальная цена футболиста на рынке, по сути, идет на прямое нарушение Правил ФИФА – подстрекает футболистов к расторжению контракта.
Надо также отметить, что в ФИФА и Спортивном арбитражном суде в Лозанне еще не сложилась четкая практика подсчета компенсации в таких спорах. Каждое из ранее рассмотренных дел индивидуально. На мой взгляд, у нас много сильных аргументов в этом деле, что позволит нам добиться положительного исхода данного дела для ФК «Шахтер».