Войцех Ковалевски: "Хочу играть. Поэтому готов уйти"
С польским вратарем красно-белых мы встретились вчера утром в уютном кафе на Садовом кольце неподалеку от фирменного спартаковского магазина. Туда стояла внушительная очередь из болельщиков, жаждавших заполучить заветные билеты на сегодняшний матч с "Селтиком". С игры против шотландского клуба, за который выступают двое соотечественников Войцеха Ковалевски, и началась наша беседа.
ЖУРАВСКИ В ГЛАЗГО НАЗЫВАЛИ ВОЛШЕБНИКОМ
- Видите, какой громадный интерес к матчу, - говорит Ковалевски, показывая на вереницу спартаковских фанатов. - На данный момент это самая важная для нас игра в сезоне. Год назад после перерыва "Спартак" вернулся в Лигу чемпионов. Сейчас предстоит сдать второй экзамен. Уверен, в среду у нашей команды будет сумасшедшая поддержка болельщиков - не хуже, чем у "Селтика" в Глазго. Полагаю, даже видавшие виды шотландцы будут в шоке от атмосферы в Лужниках. Надеюсь, шок только усилится после игры, когда результат будет в пользу "Спартака".
- Вы уверены в этом?
- Уверен в том, что у нас есть все возможности добиться победы. После прихода на пост главного тренера Станислава Черчесова многое в "Спартаке" изменилось в лучшую сторону. Команда сплотилась и работает более ответственно и дисциплинированно. Это видно и по играм, и по тренировкам. Сейчас у нас отличная рабочая атмосфера. Каждый знает, что ему делать, и занимается своим делом. Нет ни бесшабашности, ни расслабленности. Все думают не о прошлом, а о следующем матче, который необходимо выиграть. Даже мне, не имеющему сейчас игровой практики, такая атмосфера здорово помогает в работе, позволяет повышать мастерство.
- За "Селтик" выступают двое польских легионеров, с которыми вы знакомы по сборной, - вратарь Артур Боруц и нападающий Мачей Журавски. Можно ли их назвать вашими приятелями?
- Это мои хорошие знакомые, с которыми я действительно не раз пересекался в национальной команде. Мачей - ее капитан, а Артур - один из моих конкурентов. Понятно, что сейчас он в этой конкуренции побеждает, поскольку постоянно играет за "Селтик". Насколько мне известно, у Боруца была травма плеча, и я пока не знаю, насколько он восстановился. Вечером мы должны созвониться. Но вообще Боруц - железный номер один в "Селтике".
- А Журавски?
- В последнее время тренер не так доверяет ему, как раньше. В первом туре шотландского чемпионата он играл против "Килмарнока", имел несколько голевых шансов, но не использовал их. На него обрушилась волна критики в шотландской прессе, и в последнем матче, против "Фолкирка", Мачей на поле не появился. Посмотрим, как будет в среду. В любом случае Боруц для "Селтика" более ключевая фигура, чем Журавски. Хотя в дебютном сезоне болельщики шотландского клуба были в восторге от польского нападающего и даже дали ему прозвище Волшебник. Но затем на его игре сказались травмы.
- В чем сильные стороны этого форварда?
- Хороший удар с правой ноги и одно важное для нападающего качество - хладнокровие. В Польше и в первый сезон в Шотландии у ворот соперника Журавски чувствовал себя словно киллер - настолько хорошо использовал голевые моменты. Но в последнее время, как мне показалось, Мачей потерял уверенность, из-за чего хромает и реализация.
- Партнерам по команде подскажете какие-то нюансы игры своих соотечественников?
- Наш тренерский штаб и его помощники собрали такую исчерпывающую информацию о "Селтике", что мои подсказки не понадобятся.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ - ТОЖЕ ОПЫТ
- Давайте теперь поговорим о вас. Что скажете о своем нынешнем положении в "Спартаке"?
- Я работаю вместе со всеми, стараюсь, как могу, на каждой тренировке. Это помогает держать себя в рабочем тонусе, но официальные матчи ничем заменить нельзя. А в моем возрасте нужно играть.
- Долгое время вы хранили обет молчания. Почему сейчас согласились на интервью?
- В первую очередь ради болельщиков "Спартака", которые помнят обо мне и искренне за меня переживают. Прежде всего хочу им сказать: у меня все в порядке. Тех же, кто думает, что я сломался психологически, могу заверить: это далеко не так. Конечно, перемены, которые со мною произошли, можно назвать отрицательными. Но отрицательный опыт - тоже опыт. Я должен разобраться в сложившейся ситуации и сделать для себя правильные выводы.
Что касается интервью, то я не сторонник того, чтобы давать их на горячую голову. Надо остыть. В моей ситуации есть нюансы, но это не тема для дискуссий на страницах прессы. Уверен - как спортсмен я ничего не потерял. Да, на данный момент не играю. Возможно, в последнее время кто-то забыл обо мне или списал со счетов, но у меня есть силы и потенциал, чтобы люди вспомнили про вратаря Ковалевски. И вспомнили добрым словом.
- Ощущаете поддержку болельщиков на матчах "Спартака"?
- Да. И не только на матчах. Бывает, просто люди звонят на радио и выражают персональную поддержку, за что им огромное спасибо. Я не всегда присутствую на играх "Спартака", иногда смотрю их по телевизору, но такой матч, как в среду, пропускать нельзя. Буду переживать за "Спартак" вместе с нашими болельщиками. Хочу к ним еще раз обратиться - хотя они это знают и без меня, - надо болеть так, чтобы "Селтику" мало не показалось. Такая поддержка любого футболиста может заставить играть через не могу.
КАЖДАЯ ИГРА - КАК ФИНАЛ
- До какого срока у вас действует контракт со "Спартаком"?
- До конца нынешнего года.
- Значит, морально вы готовы к уходу из команды, цвета которой защищаете четыре года?
- Готов. При этом хочу подчеркнуть, что из "Спартака" меня никто не выгоняет, отношение ко мне тренерского штаба нормальное, поэтому чувствую себя полноценным членом коллектива. Но мне нужна игровая практика...
Говорить о возможном уходе из команды мне непросто, ведь я всегда получал кайф, играя для спартаковских болельщиков. Но если найдется клуб, который захочет меня приобрести, перейду в него, чтобы был шанс вернуться в сборную Польши. Она сейчас лидирует в своей отборочной группе. У меня был разговор на эту тему с главным тренером Лео Бенхаккером. Он сказал, что будет приглашать только тех, кто имеет игровую практику. Это логично.
- Сейчас у вас есть предложения от других клубов?
- Над этим работает мой агент Павел Андреев. До закрытия трансферного окна осталось три недели, но я надеюсь, что мы найдем выход. Если же не получится сейчас, останусь в "Спартаке" до конца года и продолжу серьезно работать. Поверьте, у меня есть силы и амбиции. Пока же в моей жизни такой момент, когда надо сжать зубы и пахать.
- Был ли интерес к вам со стороны "Локомотива"?
- Был. Я встречался с руководством этого клуба, мы обсуждали возможность моего перехода, но затем ситуация изменилась. По каким причинам? Вопрос не ко мне. Видимо, что-то не сложилось.
- Со Стипе Плетикосой общаетесь?
- Да. У нас нормальные рабочие отношения.
- А с Черчесовым говорили один на один?
- Да. И когда он работал спортивным директором, и когда стал главным тренером. Станислав Саламович прекрасно понимает мою ситуацию и мои амбиции. А я как игрок понимаю его тренерские требования. Никаких проблем между нами нет.
- Как оцениваете сейчас игру "Спартака"?
- Повторюсь, с приходом Черчесова все постепенно встало на свои места. В игре "Спартака" появился порядок, нет суеты в обороне и таких провалов, как раньше. Футболисты стали больше доверять друг другу. Это чувствуется на каждой тренировке. Рабочие требования исходят исключительно от тренеров, а не от игроков к игрокам. Мы отрабатываем различные схемы и взаимодействие на поле. Причем отрабатываем на деле, а не языком. И это правильно, поскольку в игре времени на лишние разговоры нет. Мы должны понимать друг друга с полувзгляда. Словом, команда движется в правильном направлении.
- А есть ли у вас ощущение, что чемпионство близко, как никогда за последние годы?
- Если у кого-то в команде сейчас появится такое ощущение, это будет первым шагом назад. Расслабляться нельзя ни в коем случае. Ощущениями будем обмениваться, когда закончится сезон. Тогда и заглянем в турнирную таблицу. А пока каждая следующая игра - как финал. К этому нас призывает Черчесов. Только с таким подходом к делу мы можем добиться серьезных успехов
Алексей МАТВЕЕВ