Владимир Сиренко: "На чемпионате мира в ЮАР за матч арбитр получает $45 000"
В эти дни лучшие футбольные дружины планеты выясняют отношения на чемпионате мира по футболу в ЮАР. А спортивный обозреватель "Крымской правды" выяснял, каково быть футбольным арбитром на Украине. Наши собеседники — симферопольцы, 48-летний директор торгового дома "Нова Троя" Владимир Сиренко и 34-летний служащий фирмы "ТПК-Крым" Юрий Вакс, входящие в обойму лучших арбитров страны и обслуживающие матчи футбольной премьер-лиги.
— Не кажется ли вам, что самая главная проблема в вашей футбольной работе — отсутствие доверия?
Сиренко: — Думаю, что именно так. Квалификация многих судей позволяет им обслуживать матчи не только самого высокого ранга на национальном, но и на международном уровне.
Вакс: — Недавно многие газеты писали, что наш коллега, киевлянин Олег Деревинский, необоснованно назначил пенальти в финале розыгрыша Кубка Украины в Харькове в ворота донецкого "Металлурга", что, мол, способствовало выигрышу "Таврией" почётного приза. Так вот, в последней кассете УЕФА разбираются очень похожие моменты. Судейский комитет рекомендует судьям в таких ситуациях не спешить останавливать игру и не наказывать игроков ни за симуляцию, ни одиннадцатиметровым ударом, а просто продолжать матч. Нужно согласиться с такой позицией УЕФА, ведь там доверяют арбитрам, а у нас всё время ждут от него ошибок, которые при таком напряжении не заставляют себя долго ждать.
— Как становятся футбольными арбитрами?
Сиренко: — Бывают редчайшие случаи, когда судейский свисток берут в руки люди, не игравшие сами в футбол. Как правило, судьями становятся молодые парни, а теперь нередко и девушки, бравшие уроки футбола в юношеских и молодёжных командах, завершившие учёбу в детско-юношеских школах, но затем по каким-либо причинам пришедшие к выводу, что футболистами высокого класса им не стать. Любовь к игре не позволяет покинуть футбольное поле, и они начинают вникать в правила игры, обслуживать матчи юношеских команд, постепенно набирая опыт, поднимаясь по ступеням судейского мастерства.
Вакс: — Хотя я и моложе Володи, но футбольные судьбы у нас чем-то схожи. Занимались в юношеских командах у замечательного, внимательного специалиста Леонида Чернова, к огромному сожалению, рано ушедшего из жизни. Увы, мы не избежали болезненных травм, которые не позволяли отличиться в большом футболе, в командах мастеров. Вот тогда Леонид Алексеевич начал доверять нам свисток на занятиях. Дальше — больше: постепенно вышли на городской, потом на областной уровень. Вот здесь на нас уже обратили внимание ведущие крымские арбитры: Георгий Ильяков, Феликс Будаев, Евгений Ярымбаш, Иван Житнюк, Владимир Туховский, Валерий Авдыш, работавший тогда в Крымской федерации футбола известный футболист "Таврии" Валентин Прилепский, которые брали в свои бригады, передавали опыт. Потом Федерация футбола АРК рекомендовала нас Украинской коллегии судей, где постепенно из второй лиги, продемонстрировав хорошее судейство, стали обслуживать матчи с участием команд первой, а в последние годы — и премьер-лиги.
— А если бы была возможность стать профессиональным футбольным судьёй, как, например, в Англии, вы изменили бы специальность?
Сиренко: — Если бы это произошло лет десять назад, скорее всего не стал бы задумываться, а сейчас, когда до завершения активной судейской карьеры осталось всего-то два года, вряд ли стоит менять что-то в жизни. Судейский хлеб как в любительском футболе, так и в профессиональном несладок. Прежде всего необходима отличная физическая и особенно психологическая подготовка. Физически чувствую себя прекрасно — четыре раза в год успешно справляюсь с тестами ФИФА.
Вакс: — А они между прочим требуют от главного арбитра совершить за определённое время шесть рывков по сорок метров каждый и двадцать — по сто пятьдесят. Это, разумеется, не смертельно, а вот постоянное напряжение, желание не совершить ошибку, всё вовремя увидеть, то и дело разрешать возникающие на поле споры игроков, а порой и стычки, забирают много психологических сил.
— Судя по разговорам, околофутбольные события в трёх лигах нашего чемпионата вполне могли бы потянуть на мировое или европейское лидерство. Избитые судьи, президентские интриги, договорные матчи…
Сиренко: — Беспочвенно подобные разговоры возникнуть не могут — вывод напрашивается вполне естественный. Мне, к счастью, не приходилось видеть явно договорных игр. Не подходили ко мне с предложением: мол, ты сегодня отсуди, как есть, мы в принципе договорились, а тебе на поле и делать нечего.
Вакс: — Разговоры о договорных матчах, как правило, остаются разговорами. Где-то, может быть, как футболист в прошлом, я мог бы предположить, что ребята не так отдаются игре, как хотелось бы болельщикам. Но ничего утверждать не имею права, потому что непонятно — договорная игра или нет. И та и другая одинаковы по своей сути, структуре. Футболисты работают в любом случае, даже если не могут по какой-то причине нормально играть.
— Как вы считаете, неужели наши судьи такие плохие, что то и дело отдельные президенты клубов настаивают на приглашении зарубежных арбитров?
Сиренко: — Из года в год процент ошибок судей примерно одинаков. По крайней мере так было в последние годы, когда я уже судил матчи премьер-лиги. Когда заходит разговор о приглашении на некоторые матчи иностранных арбитров, то я — сторонник объединения четырёх коллегий судей Украины, России, Белоруссии, Казахстана, где неплохо говорят на русском языке. Это создало бы серьёзную конкуренцию среди арбитров и сняло бы напряжённость в случаях, когда один и тот же рефери вынужден многократно судить матчи одних и тех же клубов в течение сезона.
Вакс: — Думаю, что иногда молодые арбитры (не так давно сам был в таком ранге) просто психологически не готовы обслуживать матч. Ведь для судейства премьер-лиги арбитр должен в полной мере пройти горнило второго и первого дивизионов. Именно там оттачиваются мастерство и талант, формируется психологическая устойчивость. Поэтому уверен, что молодых арбитров надо очень аккуратно подпускать к обслуживанию матчей главного дивизиона, чтобы не сломать их психику. А она очень важна, ведь внутри игры совершенно иная обстановка, другое восприятие, другое нервное состояние, нежели, когда ты смотришь футбол по телевизору. Судья испытывает колоссальный стресс. Ну а что касается иностранных арбитров, поверьте, наши ребята, которые являются лидерами судейского корпуса, мало того что работают не хуже, да к тому же более ответственно. Иностранец отсудил матч и улетает домой, и его мало волнует, какую получил оценку, а наши-то остаются дома и порой получают, как говорится, на орехи.
— Доводилось слышать от знающих людей, что футбольный поединок складывается из обмана. Вы с этим согласны?
Вакс: — А в этом что-то есть. Одна команда пытается обмануть другую, обыграть, проявить актёрские качества, где-то упасть в штрафной. Обе вместе пытаются обмануть арбитра. Тренерские штабы клубов пытаются обмануть стратегически и команды, и арбитра, и ещё кого-то третьего.
Сиренко: — И над этой "схваткой" находятся только три человека — судейская бригада. В том же гражданском суде у человека в мантии есть сколько угодно времени на обдумывание решения, он может даже проконсультироваться с начальством, а у футбольного арбитра на вынесение вердикта порой и секунды нет. И ещё хочу добавить, что уровень подготовки арбитров напрямую связан с уровнем игры, включая матчи низших дивизионов. Поверьте, намного сложнее судить "корявых" футболистов. Непонятно, то ли он правило нарушает, то ли чёрт знает чем занимается. Например, оба футболиста ноги вверх задирают — и реши, кто из них опаснее играет. Порой на поле такое возникает, особенно после забитого мяча, просто диву даёшься. Могу предположить, что одной команде за победу были обещаны такие-то премиальные, а другой — иные. Когда же забили гол одному из клубов, у некоторых его игроков происходит нервный срыв: опять не выходит получить приличные премиальные. И понеслось…
— Сейчас не проходит и месяца, чтобы газеты не писали о различных футбольных скандалах. Неужели действительно всё так не устроено в нашем спорте номер один?
Вакс: — Не секрет, что жизнь сейчас идёт и по закону, и по понятиям. И в футболе есть определённые понятия (не в космосе же живём!), существует свой кодекс чести и подлости. Помните, как президенты клубов премьер-лиги собрались и дали "клятву" друг другу: мы не работаем с судьями, не проводим договорных матчей и всё прочее. Чем не понятия? Ведь это же не закон. Можно предположить, что кто-то из них мог заниматься подобными делами. Вот вам и кодекс нечестности.
Сиренко: — Мне часто задают вопросы: запугивают ли меня игроки на поле, угрожают ли всевозможные "жуки", крутящиеся около команд? Случается, но в основном на эмоциональном уровне да в азарте сражения за мяч. Хотя в той же Англии за хамское высказывание по адресу судьи назначаются многотысячный штраф и дисквалификация на продолжительное время. У нас же, когда пишешь в протоколе, что нелицеприятно отзывались об арбитре, нарушители в основном отделываются лёгким испугом.
— Ну и последний вопрос: сколько получает арбитр за игру, например, в премьер-лиге чемпионата Украины?
Вакс: — Разумеется, по сравнению с рабочим, инженером, учителем, врачом, даже с журналистом вполне приличные деньги по нашей жизни — 9400 гривен, из которых удерживается налог. Но таких игр можно провести в месяц одну-две. За это время ты не получаешь зарплату на основной работе. Разумеется, дополнительный заработок помогает в жизни. Но, поверьте, не деньги основа в этом деле, им может заниматься только тот, кто любит футбол.
Сиренко: — Всё познаётся в сравнении. Например, в ЮАР, где проходит "Мундиаль-2010", за матч арбитр получает сорок пять тысяч долларов. Но чтобы стать участником первенства мира, надо по своему мастерству пробиться в число тридцати лучших арбитров планеты. Чтобы получать за игру в нашем первенстве около двух тысяч долларов, надо входить в двадцатку лучших арбитров Украины. Просто с улицы ты не шагнёшь со свистком на зелёное поле стадиона. Этому должны предшествовать годы напряжённого труда: победы и ошибки, признание и наказание. И только тот, кто сможет через всё это пройти и не сломаться морально, может до пятидесяти лет выходить судить на футбольное поле. Поэтому не верьте мифам о "людях в чёрном". Они такие же, как и остальные соотечественники, только получают по сравнению с токарем или пекарем большие деньги. Но тем и не угрожают родители "молодых дарований", играющих в детских лигах, пообломать руки-ноги после каждого свистка не в пользу их чад.
Гарринальд Немировский, "Крымская Правда"