Призетко: "Сабо говорил - "Хочешь играть? Не дружи с Леоненко"
Известный украинский футболист Александр Призетко, сформировавшийся как игрок в харьковском "Металлисте", вспомнил об этапе своей карьеры в киевском "Динамо", за которое выступал в 1993-94 гг.
- По какой причине покинули киевский клуб?
- Меня никто не выгонял, я играл большинство игр в основном составе. У меня был еще действителен контракт, но некоторые события повлияли.
- Какие?
- Проблема заключалась в отношениях с Сабо. Йожефович знал о моей дружбе с Витей Леоненко. Знаете, что он говорил мне? "Не будешь дружить с Леоненко - будешь играть"! Разумеется, меня такая постановка вопроса убила: "Вы что, мне еще и друзей будете подбирать"? Ко всему прочему, я играл не в свой футбол. Я мог играть лучше, но выполнял не те функции на поле. Я обладал в некоторых компонентах игры лучшими качествами, но тренер их не использовал. Меня заставляли просто бегать по полю и стелиться в подкатах.
- Сабо?
- Нет, Фоменко. Дебютировал в "Динамо" я неплохо, забил победный мяч "Металлисту" во второй своей игре. Потом был матч с "Шахтером". Играли в Киеве, шел дождь, и на 20-й минуте Фоменко меня меняет. Вроде играл нормально, нигде не обрезался, ничего не портил. Я обиделся, но не показал тренеру. Тренировался как обычно, не фыркал, хотя и не попадал в состав. Потом случился любопытный инциндент на тренировке. Я постелился жестко в подкате под игрока.
Фоменко подозвал к себе: "Теперь я вижу, что ты готов к игре в основном составе". - "Подождите, почему?" - удивленно спросил я. - "Ты начал подкаты правильно делать. Я тебя и заменил в игре с "Шахтером" из-за того, что ты за двадцать минут игры не сделал ни одного подката". Вот такая футбольная философия Фоменко. Что я точно в Киеве научился делать, так это подкаты. Вот за это спасибо Фоменко. В остальном, считаю, меня использовали не по назначению. Хороший тренер тем хорош, что должен видеть сильные стороны игрока и применять их в деле, а не делать из футболистов роботов.
- И всё же, как произошло расставание с "Динамо"?
- Я пришел к Григорию Михайловичу Суркису и признался, что хочу покинуть клуб. Поведал обо всех своих проблемах, откровенно сказал, что у меня есть предложения из России, от Ткаченко из "Балтики". Он увидел меня в игре с "Днепром" и сказал: "Саша, я не пойму, во что ты играешь? Тебя испортят". Суркиса мои слова не убедили: "Ты отыграл весь сезон, провел шесть игр Лиги чемпионов. Ты нужен нам".
Нужен так нужен... Поехал на зимние сборы в Руйт. Тренировал уже Онищенко, а не Сабо, и уверял меня в том, что видит игроком основного состава. В Руйт, как обычно, отправилось человек сорок, команду делили на составы, которые проводили контрольные поединки в разных городах. Играем первый матч, а меня в числе первых одиннадцати нет. Ну, думаю, наверное, новичков просматривает. Выпустил меня в конце игры - я забиваю. Следующая игра - меня снова нет в составе. Заметьте, во втором составе! Опять выпускает на двадцать минут - забиваю два гола. Я понимаю, что забиваю не "Баварии", а региональной команде, но всё равно, забиваю же!
В третьей игре история повторяется, я забиваю выходя на замену. Проводится тестирование семь по пятьдесят. Я показываю высокий третий-четвертый результат после Лужного, Мизина и Анненкова. Онищенко на меня ноль внимания. Играем обычную двусторонку, а меня нет ни в первой, ни во второй команде. Нет, ну ты скажи мне прямо в лицо, я всё пойму! Так нет же, серенады пели: "Ты мне нравишься, я в тебя верю"! По возвращению со сборов снова иду к Суркису, а параллельно контактирую с "Балтикой". Разговора не получилось. Затем состоялась игра на базе с "Динамо-2". На поле я вышел в удрученном состоянии, и в одном из эпизодов грубо подкатился под Серегу Фёдорова. Меня удалили.
Видя моё настроение, Суркис вызвал и согласился продать меня. Но с "Балтикой" по цене не договорились. Затем на меня вышли из питерского "Зенита". Их представитель приехал в Киев за мной, поставил израильскую визу, оговорили личные условия. Уже в Израиле я узнал, что Киев пересмотрел ценовую политику по отношению ко мне, и запрашиваемая сумма за меня для "Зенита" оказалась неподъемной. Мне осталось сидеть и ждать, кто выкупит контракт Призетко. И вот на горизонте показался "Динамо-Газовик" из Тюмени. Нефти у них там с излишком, а значит, и деньжат хватает. Да и связь налажена с киевским клубом хорошо. Пять игроков киевского "Динамо" играло в Тюмени.
- Кто?
- Юрий Грицына, Анатолий Бессмертный, Игорь Кутепов, Виталий Пономаренко и Вячеслав Хруслов. Вот я и присоединился к ним.
- Постойте, вы же больше не играли в Киеве?
- Слушайте дальше. Пригласили меня в 1996-м, когда в Киев вернулся Лобановский. Я получил хорошую прессу в "Динамо-Газовике", и Суркис сказал, что Лобановский хочет со мной побеседовать.
- Вроде у коллектива из Тюмени с результатами не заладилось - по итогам сезона команда покинул вышку.
- Это в первый год выступления. Там такая команда играла, что не вылететь было невозможно. Я еще шутил тогда, дескать, если бы зашел в троллейбус, нашел бы там более сильных футболистов, чем в Тюмени! Играющих в команде было 9-10 человек, остальные балласт. Сначала вроде держались в таблице нормально, но потом последовала череда травм, к тому же Кутю удалили в матче с ЦСКА (Кутепов о том пресловутом удалении: "Нас откровенно "топили". Мы забили чистый гол, арбитр взятие ворот зафиксировал, но инспектор матча махнул главному арбитру рукой. Посоветовавшись, они решили отменить гол, вот я и не выдержал и... Побежал через полполя выяснять отношения с арбитром. Горячий был да молодой, эмоции зашкаливали, схватил за грудки, немного потрусил" - прим.), за что он получил десятиматчевую дисквалификацию. В общем, заштатная команда получила то, на что она могла рассчитывать, а именно вылететь в низший дивизион. В первой лиге я наколотил 18 мячей, стал третьим бомбардиром после Микаэляна из саратовского "Сокола" и Федькова из ижевского "Газпрома".
Вернулся в Киев. Встретился с Леоном и поехал вместе с ним на игру "Динамо-2", где и пересекся с Лобановским. Васильич ничего конкретного мне не сказал: "Мы следим за тобой. Молодец, много забил". В общем, настоятельно меня в "Динамо" не звал. Это Суркис уже потом мне сообщил, что Лобановский хочет, чтобы я попробовал закрепиться в команде. Я решил не пробовать. Если тебя хотят видеть в составе - приглашают, а не говорят "попробуй"!
спецвыпуск "Футбол-Харьков" №11