Генрих Мхитарян: "Соперник с уязвленным самолюбием опасен вдвойне"
Дебютант "Шахтера" и Лиги чемпионов Генрих Мхитарян вчера ответил на вопросы корреспондента "СЭ".
- Мирча Луческу утверждает, что наблюдал за вами три года, прежде чем пригласить в "Шахтер". Вы как-то ощущали интерес главного тренера горняков к своей персоне?
- Могу точно сказать, когда впервые услышал о том, что Мистер неравнодушен к моей игре. Это было прошлой весной, в марте, когда донецкий "Металлург" дважды встречался с "Шахтером". В чемпионате Украины мы уступили горнякам - 0:1, а в Кубке выиграли - 2:1. Тогда я узнал, что Луческу наблюдает за мной.
- Правда, что еще до появления в "Металлурге" у вас были соблазнительные варианты трудоустройства в сильном европейском чемпионате?
- Да, этой действительно так. Но я отдавал себе отчет в том, что в сильном европейском клубе у игрока из Армении будут весьма туманные перспективы и мне долго придется полировать лавку. Поэтому не хотелось в карьерном росте перепрыгивать сразу через две ступеньки, пытаться ускорить естественный ход событий. А самым естественным шагом для меня был на тот момент переход в "Металлург".
- Уточните: вы считаете, что в Европе существует предубеждение против игроков из Армении?
- Не предубеждение, а вполне понятное недоверие. Оно обусловлено тем, что армянских игроков, которые были бы широко известны в футбольном мире пока действительно, к сожалению, нет. А в футболе, как в любой другом сфере деятельности, велика роль первопроходцев. Допустим, когда Каха Каладзе дошел до "Милана", а Шота Арвеладзе стал заметной фигурой в "Аяксе", немедленно возник спрос на грузинских футболистов. Эти двое, можно сказать, открыли дорогу в европейский футбол своим соотечественникам, и в настоящий момент в разных чемпионатах играют порядка трехсот грузин. Аналогичную услугу наверняка оказал украинцам Андрей Шевченко. Об армянских игроках сказать что-то подобное пока невозможно.
- В "Металлурге" не существовало опасности, с которой вы как футболист из Армении, да еще совсем молодой, боялись столкнуться в другом чемпионате?
- Нет, потому что меня хорошо знал Николай Костов. Он работал в "Бананце", и я играл против его команды, постоянно находился у него на глазах, имел возможность, что называется, показать товар лицом. Костов сыграл очень важную роль в моей судьбе. Было очень важно, что тренер меня хорошо знает, досконально изучил мои футбольные способности, стало быть, уровень его доверия окажется достаточно высоким. Костов, кстати, хотел видеть меня в "Металлурге" раньше, чем я там оказался. Но помешала армия.
- Вы служили в армии?
- Как игрок национальной сборной я имел определенные привилегии: без отрыва от футбола проходил службу в спортроте. Это было обязательно.
- В атакующих порядках "Шахтера" вы оказались в окружении техничных бразильцев. Сомнений по этому поводу не возникало?
- Нет. Игрок не всегда находит "свою" команду, однако я уверен в правильности нового выбора. Очень хочу в "Шахтере" прогрессировать, показывать красивую и результативную игру. Сейчас футбол такой, что без нацеленности на результат никак не обойтись.
- В отличие от подавляющего большинства новобранцев "Шахтера" вам не понадобился так называемый адаптационный период.
- Луческу доверил мне место в составе после двух тренировок с командой. Наверное, это было связано с тем, что нужные игровые кондиции, которые устроили Мистера, были обретены еще в "Металлурге".
- Кстати, Луческу сразу объявил, что с вашим приходом в "Шахтер" Жадсон получает достойного конкурента. В последних матчах вы постоянно выходите в стартовом составе. Не возникает ощущения, что вы уже превзошли бразильца?
- Не могу так сказать. Во-первых, Жадсон очень хороший футболист, и он это давно доказал, играя за "Шахтер". Во-вторых, он мой партнер, к которому отношусь с огромным уважением. Наконец, в-третьих, знаю наверняка: если стану ошибаться на поле, то в следующей игре в состав не попаду. И буду сидеть на скамейке запасных до тех пор, пока не ошибется Жадсон.
- Рассчитываете попасть в стартовый состав на матч с "Брагой"?
- Это тренеру решать. Он может выбрать другую тактику, иной рисунок игры, в который я не буду вписываться. Или нам обоим найдется место в середине поля, как это было в концовках матчей с "Таврией" и "Металлистом".
- Сильно отличается, по вашим ощущениям, игра "Шахтера" от игры "Металлурга"?
- По большому счету, ничего нового нет. Единственное, о чем могу точно сказать: в командных действиях "Шахтер" намного сильнее. Вряд ли этим признанием я открываю Америку или обижаю недавних партнеров по "Металлургу". В "Шахтере" собраны более сильные игроки, умеющие поставить свое мастерство на службу командной игре.
- Заданность командной игры "Шахтера" не может нивелировать ваши индивидуальные способности?
- Нет. Выходя на каждый матч, я стараюсь соотносить каждый шаг, каждое действие с интересами команды. Самое главное - бороться на пределе возможностей до конца в каждом игровом эпизоде.
- Что вы знаете о "Браге"?
- Пока немного. Знаю, что португальская команда по дороге в групповой турнир Лиги чемпионов обыграла "Селтик" и "Севилью". Выстрелить таким дуплетом случайно невозможно, потому что все знают о высоком авторитете шотландского и испанского клубов. И если "Брага", которая среди европейских знаменитостей раньше не значилась, теперь обрела имя, то нас ожидает очень сложный матч.
- Разве португальцы не подмочили свою репутацию поражением от "Арсенала" в Лондоне со счетом 0:6?
- Всякое в футболе случается. "Арсенал" - это суперклуб, провозгласивший устами Арсена Венгера задачу выиграть Лигу чемпионов. Я считаю, что "Брагу" подвело отсутствие опыта встреч с такими соперниками и не сомневаюсь, что из полученного на "Эмирейтс" урока португальцы сделают выводы. Нам это, кстати, тоже необходимо иметь в виду: соперник с уязвленным самолюбием особенно опасен.
- "Арсенал" - безоговорочный фаворит в вашей группе?
- Формально - да, однако по существу в футболе ничего безоговорочного не бывает. Мы точно не будем статистами, играя с "Арсеналом", выйдем на поле с мыслью дать бой. Но пока перед нами "Брага".
- Хорошо изучили соперника?
- Занимаемся этим уже здесь, в Португалии. При таком плотном графике игр иначе не получается. Хотя больше думаем не о том, какие аргументы способна предъявить "Брага", а как будем играть сами.
- Говорят, что каждый играет так, как позволяет ему соперник.
- Вот и я о том же. Важно выдержать собственную линию поведения на поле, сыграть в свой футбол, а соперник пусть приспосабливается.
- Ничью на стадионе в Браге, не говоря уже о победе, можно будет считать приемлемым результатом для "Шахтера"?
- Не знаю. Тут все зависит от того, как развиваются события в матче. Сыграй мы, допустим, в минувшую субботу с "Металлистом" вничью, никто бы не стал посыпать голову пеплом, потому что "Шахтеру" пришлось отыгрываться, а игра получилась в целом равной. Мы оказались разве что чуть упрямее и удачливее соперников, и в концовке повезло вырвать победу.
- Вы всегда играли на своей сегодняшней позиции - "под нападающими"?
- Нет. В детстве был форвардом, потом пробовали меня на месте опорного полузащитника, а в итоге остановились, можно сказать, "на среднем арифметическом". Амплуа футболиста - не самое главное. Главное - получать удовольствие от футбола и быть максимально полезным своей команде.
Юрий Юрис из Браги