Чем Шрек не шутит
Вся Англия в который уж раз гадает на Уэйна Руни, предположительно отказавшегося вести переговоры о новом контракте с «Ман Юнайтед» и сообщившего клубу о своем намерении уйти. Все «за» и «против», называет возможные маршруты главного английского форварда и угадывает вероятные соображения главного британского тренера.
«Руни готов уйти» (Telegraph). «Руни: я хочу уйти» (The Sun). «Руни: я ухожу» (Mail). «Пока, кретины: Руни сообщил «Ман Ю» о своем уходе» (Fox News). Последний, самый смелый из заголовков был оперативно изменен, но в том, что за тема занимала британскую прессу в понедельник, сомневаться не приходилось: опубликованные Guardian и Times инсайдерские сведения о прекращении переговоров о новом контракте между Уэйном Руни и его нынешними работодателями выпустили джинна из бутылки.
На состоявшейся в понедельник пресс-конференции, посвященной сотрудничеству «Ман Юнайтед» и Unicef, сведения косвенно подтвердились: на все вопросы о Руни было наложено вето, все попытки задать их в другой форме Алексом Фергюсоном игнорировались, а Дэвидом Гиллом – пресекались. Во вторник боссу «Юнайтед» вновь предстоит общение с журналистами, включая особенно ему неприятных (любые препоны, установленные между тренером и прессой в Англии, на пресс-конференции Лиги чемпионов не распространяются), так что эта история, конечно же, получит продолжение. Пока же приходится оперировать теми фактами, что есть, и немного жалеть, что заголовок «Гадание на Руни» автор этих строк уже использовал весной – по существенно более приятному поводу.
Да
Весной Уэйн Руни демонстрировал феноменальную форму, позволявшую включать его в шорт-листы лучших футболистов планеты и претендентов на «Золотой мяч». Увы, преждевременные: травма лодыжки на последних секундах первого матча с «Баварией», поспешное возвращение в строй, прискорбный вылет из ЛЧ – и того, искрометного Руни и след простыл. Блеклая концовка сезона, провальный для англичан в целом и Уэйна в частности чемпионат мира, угодившая в лапы таблоидов новость о его неверности беременной жене, голевая засуха – снежный ком превратился в лавину поглотивших недавнего футбольного бога неприятностей, обрушившуюся со временем и на голову его тренера.
«Я не знаю», – ответил Руни на заданный ему на днях вопрос о том, почему Фергюсон говорит о наличии у форварда недозалеченной травмы. Руни полагает, что он здоров, что его затянувшийся на полгода игровой спад – явление временное, что худшая в его карьере форма – вовсе не повод эпизодически сажать его в запас; в двух словах – что он больше, чем «Юнайтед». Уэйн, у Ферги для тебя есть новости: нет никого больше, чем «Юнайтед», и это, конечно, самая веская причина, по которой Руни в самом деле может покинуть «Олд Траффорд».
Есть и другие. Возможно, Руни рассчитывает, что в другой стране за его личной жизнью не будут следить так пристально, а его игровую форму не будут мониторить поминутно – грубо говоря, надежда нации устала от связанного с соответствующим реноме прессинга. Быть может, у него уже есть присланный хозяевами «Сити» чек с предложением вписать желаемую сумму – роскошь, которую на увязшем в долговом болоте «Олд Траффорд» позволить себе не могут. И, разумеется, не стоит забывать о внушительном – Стам, Инс, Бекхэм, ван Нистелрой, Кин – списке порчи собственного имущества, имеющемся в резюме сэра Алекса.
Нет
Другое дело, что никогда еще в этом списке не было игрока, вокруг которого планировалось строить будущее клуба (Фергюсон гордится тем, что Роналду – единственный, кого он отпустил из клуба против своей воли, и то как минимум с годичной задержкой). Более того – как раз Фергюсон ведет себя максимально корректно и предельно осторожно, избегая конфронтационных комментариев и всячески защищая свою падшую звезду от нападок журналистов. Если бы еще Руни не демонстрировал, что такая защита ему не нужна, настолько явно – и безо всякого уважения к менеджеру.
Как бы то ни было, финансовые проблемы «Юнайтед» продажа Руни, скорее всего, не решит – учитывая немаленькую сумму, уплаченную шесть лет назад «Эвертону», и всего лишь 20 месяцев, которые у него остались по действующему контракту, выиграть на его трансфере не получится ни будущим летом, ни тем более этой зимой. Вообще, необходимо понимать, что нежелание Руни вести переговоры о новом контракте – даже если оно будет подтверждено официально – может свидетельствовать исключительно о наличии двух мнений по поводу его нынешней цены. Говорят, что «Сити» готовы предложить ему 250 тысяч фунтов в неделю, от «Юнайтед» он просил 200, а в клубе считают справедливой сумму в 160.
Иначе говоря, денежный компромисс, безусловно, возможен, а обо всем остальном и Руни, и Фергюсону еще предстоит подумать. Давайте помнить еще и о том, что английская пресса едва сдала в утиль тему продажи «Ливерпуля» и, возможно, слегка преувеличивает масштаб проблем. А также о том, что Уэйна объективно сложно представить где-либо, кроме Англии, и под руководством тренера калибра ниже фергюсоновского. И о том, наконец, что дела клуба складываются в этом сезоне совсем не так, как того хотелось бы его тренеру, его владельцам и его болельщикам. Потеря такого актива, как Руни, вполне может стать для «Юнайтед» роковой.
Если да
А может и не стать. Сойдясь на том, что даже в сложившихся обстоятельствах цена Руни не может быть ниже 30-35 миллионов и что «Барселоне» еще один дорогостоящий форвард после приобретения Вильи, пожалуй, не нужен, список заграничных маршрутов возможного трансфера сводится к двум топ-клубам, и в обоих случаях речь может идти об обмене. Наименее апокалиптический для «МЮ» вариант – сделка с «Интером», где с подписанием нового контракта не торопится Уэсли Снейдер, но миланцами теперь руководит закадычный враг Фергюсона Рафа Бенитес, да и непонятно, кому и за кого в нынешней ситуации надо доплачивать.
Вариант с «Реалом», да простят мне этот каламбур, реальнее. Сэр Алекс давно интересуется Каримом Бензема, который никак не заиграет в Мадриде и более чем вписывается в манкунианскую модель о покупке исключительно молодых и все еще перспективных активов. Моуринью же – один из немногих, кто в состоянии совладать с игроком характера и темперамента Руни, талантами которого открыто восхищаются и президент «Реала» Флорентино Перес, и уже осуществивший перелет с «Олд Траффорд» на «Сантьяго Бернабеу» Криштиану Роналду.
У «Челси» есть деньги и – предположительно – готовность принять в тамошний клуб плохих мужей еще одного члена, да и связка Руни-Дрогба видится слишком крутой, чтобы не рассмотреть ее реалистичность. Но в «Челси», как и в «Сити», могут быть обеспокоены правилами зарплатного потолка имени Мишеля Платини. Что до «Сити», то, по мнению букмекеров, это для Руни вариант номер один. Но настолько ли никчемны его слова о верности «Юнайтед»? Настолько ли мало ему уже имеющегося прессинга? И настолько ли он любит деньги? Известно одно: Глейзеры деньги любят, поэтому не зимой, но следующим летом, когда у «Сити», вероятно, будет путевка в ЛЧ и наверняка не станет меньше денег, вариант с переездом Руни в «голубую» половину Манчестера может оказаться единственным экономически выгодным для «МЮ».
Если нет
Но представить себе, что эта сага будет тянуться до лета, крайне сложно, и многое, очень многое в ней станет ясно в ближайшие дни и недели. Если Фергюсон решит бороться за Руни, это сообщит миру и конкурентам о реальной значимости форварда для клуба. А если он эту борьбу выиграет, утихнут и вопросы о том, утратил ли Ферги хватку. Руни же обязан вернуться в форму и, возможно, выучить урок. Недавний пример Роналду у всех перед глазами: расстояние от любви до ненависти и обратно на «Олд Траффорд», в Манчестере и в Англии измеряется несколькими удачными матчами и важными голами, а наградой за труд и лояльность служит исполнение заветного желания. В чем бы оно ни состояло.
Сергей Степанов