Виктор Грачев: "Лобановский не здоровался 12 лет"
На встречу с ” ГПУ” бывший форвард донецкого ”Шахтера” и московского ”Спартака” 51-летний Виктор Грачев пришел из больницы. Рассказывает, что лежал под капельницей: расширились сосуды в голове. Беседуем на следующий день после домашнего поражения ”Шахтера” от ”Милана”.
- Как вам нынешний ”Шахтер”?
— В чемпионате Украины равных ему нет. Матчи Лиги чемпионов против ”Селтика” и ”Бенфики” подтвердили, что у нас неплохая команда. То, что клуб оставили Тимощук, Матузалем, Элано и Марика, только к лучшему. Микроклимат улучшился — сегодня уже никто не бросается друг на друга с кулаками. Единственный недостаток — не хватает двух-трех опытных игроков.
- Нужен ли горнякам иностранный специалист?
— Вы на Луческу намекаете? Он работает четвертый год с ”Шахтером”, добился определенных результатов, сформировал игровой рисунок, которого на сегодня нет у киевского ”Динамо”. Другое дело, что его достаточно для ”Закарпатья”, Ахтырки. Даже ”Днепра” и ”Динамо”. Вопрос — может ли этот рисунок ”потянуть” в Европе против ”Милана” или ”Барселоны”?
- ”Шахтер” способен выйти в плей-офф Лиги чемпионов?
— Да. Решающим станет матч в Глазго 28 ноября. ”Бенфика”, когда играла на выезде против ”Селтика”, даже не поняла, куда попала. ”Шахтеру” важно в движении не уступить ”Селтику”. Как ни странно, но ”Милан”, где много возрасных игроков, горняков в этом компоненте переиграл. Если ”Шахтер” будет действовать против шотландцев на таких скоростях, как с ”Миланом”, мы ”Селтик” не обыгрываем. Быстрая контригра поможет гостям. Мы по бойцовским качествам вряд ли превзойдем шотландского чемпиона.
- Что должен уметь современный форвард?
— Забивать голы, в первую очередь. Так, как это делает Дидье Дрогба из ”Челси”. Лобановский много говорил об универсализации, о том, что в его командах 10 человек атакуют и 10 обороняются, но голы забивали форварды — Блохин, Беланов. Идеальная команда должна играть с двумя форвардами. Один — на острие атаки с классным голевым чутьем и умением ”открыться”, другой — ”блуждающий”, с высокой техникой и умением обыгрывать.
- Когда-то вам не удалось закрепиться в составе московского ”Спартака”. Почему?
— Перенс травму спины. ”Вылетел” в межсезонье на полтора месяца. Матч первого тура чемпионата-1982 против ”Зенита” в манеже. Бесков раздает бумажки, команда голосует за мое включение в стартовый состав. Выхожу в нападении вместе с Родионовым. На ”ковре” неподготовленный организм ”ломается” — повредил мышцу бедра. О Кубке мира пришлось забыть. Хотя ради этого и в ”Спартак” шел. Не требовал ни квартиры, ни машины. Жил у Дасаева в Сокольниках.
- Каким вам запомнился тренер ”Спартака” Константин Бесков?
— Великий тактик. Теория у него длилась три часа. В настоящее время футболисты от этого с ума бы посходили. Я еще у Эдуарда Малофеева играл в олимпийской сборной. Тот, в отличие от Бескова, не разрешал импровизировать. Читал на установке стихи, мог политический анекдот рассказать.
- Правда, что голкипер Дасаев был любимцем Бескова?
— Абсолютная. Гаврилов и Дасаев были его фаворитами. Черенкова тренер любил как сына. Гаврилова и Дасаева — по-мужски, как опору команды. Им многое позволялось. Гаврилов мог пошутить с Бесковым. Дасаев мог в перерыве в раздевалке заявить: ”Блин, нужно было вчера не две, а три бутылки пива выпить”.
- Лобановский звал вас в киевское ”Динамо”. Почему не пошли?
— Испугался. Хотя футбол Лобановского нравился. Боялся, что не выдержу, колено болело. И не думал, что доиграю до 39 лет. Лобан просил побегать у него два-три сезона, дальше обещал контракт в Австрии. Говорили с ним на свадьбе у Андрея Баля. Уже квартиру в Киеве посмотрел. А 2 января 1986 года решил не ехать. 30 лет все-таки. С тех пор Лобановский перестал здороваться. Только когда в 1998-м моя ”Таврия” дома сыграла с ”Динамо” — 3:3, наставник киевлян пожал руку и пожелал удачи.
- Отказ идти в ”Динамо” был ошибкой?
— Трудно сказать. В конце концов, в Донецке я играл для людей, меня любили и любят. А о деньгах никогда не думал. Имел в ”Шахтере” 250 рублей зарплаты. Еще 51 платили за каждый выигрыш. ”Динамо” и 2 тысячи платило.
- Что подтолкнуло вас на вояж в Венгрию?
— Тренер Яремченко меня, 34-летнего, не видел в составе. Это объективно. Пригласили в Дебрецена, потом переехал в Будапешт. Денег не заработал, но пожили хоть в комфортных условиях. Вернулся, потому что сын не захотел оставаться.
- Как оцените период своего тренерства в ”Таврии”?
— Положительно. Команда была никому не нужна. Это чувствовалось по поведению генерального директора Рувима Аронова. Могли бороться за пятое место. Я составил список людей, которых хотел видеть для усиления. Аронов его взял, а спустя некоторое время говорит: ”Решили с вами расстаться”. Пришлось отдать даже подъемные, которые получил в Крыму. Хотя еще раньше футболисты ходили и просили, чтобы меня сняли — жаловались на огромные нагрузки на тренировках.
- В настоящее время чем занимаетесь?
— Тренирую ”Конти” из Константиновки. Играем на первенство области. С ”Шахтером” никак не связан. Хотя в декабре 1994-го первый президент горняков Брагин предлагал стать главным тренером клуба. Согласился, только попросил год на то, чтобы после Венгрии оценить реалии украинского футбола. Должен был начать работу в 1996-м. А 15 октября 1995 года Брагина убили прямо на стадионе.