Саленко: "С моим пониманием футбола - прямая дорога в тренеры"
Футбольный эксперт Олег Саленко рассказал, почему у него пока не складывается тренерская карьера, а также высказал свое мнение о том, почему у Газзаева не получилось в "Динамо".
— Болельщики, знаю, недоумевают: отчего Саленко не идёт в тренеры? И правда, Олег, почему?
— Пытаюсь. Но пока не влезть. Есть определённая структура, вокруг которой на Украине крутится весь футбол. Кто с этими людьми спорит, отстаивает своё мнение – того в кружок избранных просто не пускают.
Россия через это уже прошла – когда одни и те же тренеры крутились в Премьер-Лиге. Они менялись местами, притока "свежей крови" фактически не было. Зато стоило этот круг разомкнуть, как уровень чемпионата России резко скакнул вверх. Думаю, то же самое ожидает и Украину. Вопрос только в том, до 2012 года это случится или уже после. Новая плеяда тренеров на подходе. И эти люди будут заниматься не скупкой-перекупкой футболистов, а созданием команд.
— Сборная Украины по пляжному футболу так и остаётся вашим единственным тренерским опытом?
— Бросьте, я это за серьёзную работу даже не считаю. Так, развлечение для бывших футболистов и для зрителей. Кто-то пытается представить "пляжку" как серьёзный вид спорта, но, по-моему, напрасно.
— А тренерская лицензия у вас имеется?
— Как же, отучился, получил. Но здесь действует хитрая система: каждые четыре года лицензию нужно продлевать. Я за это время нигде устроиться не смог – следовательно, теперь мне нужно заново платить деньги и проходить переаттестацию. Какой, спрашивается, смысл? Вот если появится команда, заинтересованная в моих услугах, тогда можно будет параллельно и этот вопрос решить.
— Складывается устойчивое ощущение, что в украинском футболе вы персона нон грата. Так и есть?
— Наверное, вы правы. Здесь столько всяких подводных течений… И всё-таки понемножку ситуация выправляется. Владельцы клубов приходят к осознанию, что методы работы нужно менять. Я же говорю: в районе 2012 года должен произойти своего рода прорыв. Есть у меня такое предчувствие.
— С исторической родины тоже приглашений не поступает?
— А в России я не могу работать, прежде чем не преодолею определённый путь здесь. Сначала нужно на Украине где-то зацепиться, получить категорию Pro – только тогда можно будет о чём-то говорить с земляками.
— Как всё сложно.
— Да, но самое главное – начать. Потом пойдёт как по накату. Выше я уже влезу. Для этого у меня и характер есть, и интерес. Я сейчас комментирую на украинском телевидении игры сборной страны. Пересекаюсь там с Блохиным, с Бессоновым. Так вот, даже они у меня спрашивали, почему не иду тренировать. Говорят, с моим пониманием футбола прямая дорога в эту профессию. Да я и сам чувствую: смогу.
КИЕВ ЖДЁТ НОВОГО СПАСИТЕЛЯ
— На ваш взгляд, почему у другого Валерия Георгиевича в Киеве не сложилось?
— Газзаев располагал огромным кредитом доверия. И, мне кажется, он сам на каком-то этапе уверовал в собственную непогрешимость. Жёстко гнул свою линию, никого не слушал, плюс элементарно перегрузил команду – и вот результат. Болельщики говорят: загубил Газзаев "Динамо". А их не обманешь. Теперь вот народ гадает, кто будет поднимать коллектив. Ниже-то падать просто некуда. Если в чемпионате Украины "Динамо" ещё кое-как выезжало за счёт квалификации футболистов, то в Европе проблемы быстро обнажились: вылетели из Лиги чемпионов, потом проиграли молдавскому "Шерифу" в Лиге Европы. Ладно, если бы просто не повезло. Так нет же – и игры никакой не видно было!
— А не могли ли футболисты, извиняюсь, тупо "плавить" неугодного тренера?
— Нет-нет, это исключено. Я разговаривал с игроками, знаю, о чём говорю. Заниматься такими вещами им было просто бессмысленно, поскольку руководство клуба за Газзаева горой стояло, поддерживало его во всех вопросах. Проблемы "Динамо" кроются в сугубо профессиональной плоскости: к 90-й минуте матча команда, как правило, не прибегала и даже не приходила – еле-еле приползала! Начинали бодро, а к концу игры просто валились с ног.
— Сёмин на тренерской скамье киевского клуба смотрелся органичнее.
— Вы правы. Вот он принял команду примерно в таком же состоянии, в каком её оставил своему преемнику Газзаев. В удручающем. Сёмин пришёл и выправил положение. Теперь вот ждут нового спасителя…
— И. о. главного тренера Лужный на эту роль не подойдёт?
— Думаю, его не утвердят. Всё идёт к тому, что будет Блохин.
НЕ ТРЕНЕР, ТАК КОММЕНТАТОР
— Не могу не спросить: вы всё-таки пустили с молотка свою "Золотую бутсу" с чемпионата мира 1994 года?
— Пока нет. Стоит дома, в Киеве.
— Это правда, что некие арабские шейхи предлагали за неё полмиллиона долларов?
— Правда. Там речь не только о выкупе приза шла, но и о проведении ветеранского турнира – с участием динамовцев Киева, Москвы, других команд. Однако дальше разговоров дело пока не двинулось.
— А сами, помимо периодических выступлений за ветеранов, что поделываете?
— Есть небольшой бизнес. Плюс телевидение. Сейчас ситуация в этой сфере немножко поменялась – снова появилась возможность говорить в эфире на русском языке (улыбается). Два-три раза в неделю стабильно выступаю в качестве эксперта в той или иной передаче. Комментирую игры сборной. Возможно, дадут вести какую-то авторскую программу. Ну и тренерское направление держу на примете. Посмотрим.
— Сыновья по папиным стопам пошли?
— Старший – нет. Занимается айкидо, поёт. Короче говоря, к футболу Сашка не предрасположен. А с младшим – Роме пять лет – играем во дворе. Параллельно ходим на танцы, на акробатику. Для футболиста эти дисциплины полезны – это ещё Лобановский говорил.