Костов: "В будущем не собираюсь тренировать другие украинские клубы"
Уже бывший наставник донецкого "Металлурга" долго и категорично не соглашался общаться на тему, касающуюся его отъезда из Донецка. Но услышав о том, что украинские болельщики вряд ли поймут, если он уйдет, не попрощавшись, болгарский специалист сделал для "СЭ" приятное исключение.
- Как охарактеризуете свою работу за два с половиной года пребывания в Украине?
- Могу сказать одно - легко мне точно не было. Когда я приехал работать в вашу страну, большинство команд играли в так называемом "украинско-русском" стиле - думаю, вы понимаете, о чем я (улыбается).
Приехав в "Металлург", я поставил себе задачу научить команду европейскому, комбинационному футболу. В философии и идеологии игры всегда поддерживал Йохана Кройфа. Я немного романтик в этом плане и уверен, что можно добиться многого, не только выжидая, когда соперник ошибется.
- То есть, другими словами, вы хотели слепить из донецкого "Металлурга" испанскую "Барселону"?
- Каждый тренер всегда берет что-то за основу. Я всегда наслаждаюсь игрой "Барселоны" и лондонского "Арсенала". Это мои любимые команды, они играют в самый зрелищный футбол, от которого болельщики получают удовольствие. Все игроки, которых мы покупали в "Металлург", подбирались именно под этот тип игры - техничные, умеющие агрессивно играть в атаке. Думаю, нам удалось достичь определенного уровня и все, что я планировал, удалось воплотить в жизнь. Не сомневаюсь, что игра команды нравилась болельщикам всей страны.
- Однако потом все резко изменилось. В чем причина таких перемен?
- Дело в том, что мы выстраивали одну команду, а когда игроки начали меняться, мы попросту не смогли наиграть новый коллектив. Ушли наши лучшие футболисты, многие получили травмы. Все это оказывало влияние на игру. Да и не стоит забывать, что никто не застрахован от неудачных периодов.
- После матча с "Волынью" вы подали в отставку, но руководство клуба уговорило вас остаться. Не жалеете, что тогда не настояли на своем решении?
- Нет, я не жалею, что продолжил работать с "Металлургом". По своей натуре я оптимист, всегда верил в свою команду, в своих ребят.
- Почему же тогда буквально после следующего же матча вы все-таки приняли решение уйти?
- Это решение далось мне непросто. Клуб создал мне отличные условия для работы. В Донецке меня уважали, в личном плане все было прекрасно - хорошая зарплата, квартиры, автомобиль - все, что нужно для комфортной жизни. Но если я команда не может добиться результат, значит, надо брать ответственность на себя.
ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД "ОБОЛОНЬЮ"
- Когда окончательно поняли, что уже ничего не сможете изменить в игре "Металлурга"?
- Поверьте, у меня никогда не возникало такой мысли. Я всегда уверен, что все в моих руках. За годы своей карьеры я попадал и в более сложные ситуации, но всегда моя команда выходила из кризиса.
- Как прошло прощание с футболистами?
- Перед матчем с "Оболонью" был ужин, во время которого я и объявил о своем решении покинуть клуб. Естественно, такое известие вряд ли стало приятным для игроков, многие очень расстроились. Несмотря на то, что в команде практически не осталось футболистов, с которыми я начинал работать, всем было нелегко. Ведь и в радости, и в печали мы были вместе.
- Как считаете, были ли у вас ошибки на посту главного тренера "Металлурга"?
- Естественно, я много раз ошибался, но потом, как правило, исправлял все. Без этого в футболе невозможно.
- Насколько на игру "Металлурга" влиял факт отсутствия болельщиков?
- По сравнению с тем, что было раньше - мы существенно прибавили. Но в последнее время команда стала хуже играть, на стадионе воцарилась нехорошая атмосфера, появилась некая нервозность, которая через меня передалась игрокам. А нервные футболисты не могут играть в сложный, комбинационный футбол. Это, к слову, также повлияло на мое окончательное решение. В такой ситуации лучше было уйти.
С БОЛЬЮ О "ТАВРИИ"
- Какой матч за период работы в Украине оставил в вашей душе самый приятный след?
- Парадоксально, но - это проигранный "Таврии" финал Кубка Украины. Для нашей скромной команды, это был великий день.
- Не могу не спросить о матче, который стал для вас самым большим разочарованием.
- Вы не поверите, но поединок, который принес наибольшую печаль, одновременно был самым приятным. Речь, конечно, о матче с "Таврией". Ведь для "Металлурга" это была великолепная возможность что-то выиграть. Команда могла навсегда вписать свое имя в историю.
- Назовите лучших игроков "Металлурга", с которыми вам доводилось работать.
- Не хотелось бы кого-то обидеть, но все же не могу не отметить некоторых футболистов - Мариу Сержиу, Дишленкович, Димитров, Фернандес, Макридис, Кингсли и Мхитарян. Это футболисты высочайшего уровня. Во многом благодаря им игра "Металлурга" вызывала интерес у болельщиков, и мы показывали хорошие результаты.
- Намереваетесь поддерживать приятельские отношения с кем-то из бывших подопечных?
- Буду рад каждому, кто позвонит и поинтересуется моими делами.
- Нет сожаления, что из "Металлурга" ушел Генрих Мхитарян?
- Мне было жаль, что он покинул команду. Но для роста футболиста всегда лучше, когда он переходит в такую команду, как "Шахтер". Сами понимаете, мы не можем сравнивать амбиции и цели горняков и "металлургов".
- Вы могли как-то повлиять на ситуацию с его уходом?
- Я не участвовал в трансферных вопросах - этим занимался клуб. В первую очередь все зависело от желания Мхитаряна. Я видел, что он хочет уйти, и не мог его задержать.
- В какой степени уход Генриха сказался на игре "Металлурга"?
- Предоставлю право ответить на этот вопрос болельщикам и журналистам. Думаю, им виднее в какую сторону изменилась наша игра с уходом этого футболиста.
СИМПАТИИ К ГАМУЛЕ
- Не жалеете, что приехали в Украину два с половиной года назад?
- Наоборот, мне было очень приятно работать здесь, противостоять таким хорошим командам.
- То есть работа в нашей стране - шаг вперед в вашей тренерской карьере?
- Конечно, ведь до этого я работал в скромных командах на Кипре, в Армении. Думаю, сравнивать украинский чемпионат с первенствами этих стран не имеет смысла. Это небо и земля! Так что для моей карьеры очень хорошо, что я поработал здесь.
- Ходят слухи, что в ваших услугах заинтересованы несколько украинских клубов. Хотели бы остаться в Украине, если поступит солидное предложение?
- Хочу успокоить всех и прекратить разговоры на эту тему. Я уезжаю из Украины, и не собираюсь в будущем тренировать ни один украинский клуб, кроме "Металлурга". В Донецке провел два с половиной года, это моя команда и я просто не смогу играть против нее. Этим решением хочу показать свою преданность городу и людям.
- Кому из украинских тренеров обязательно пожмете руку при встрече?
- Мне очень понравился Игорь Гамула, он мне импонирует и как человек, и как тренер. С удовольствием пообщался бы с Мироном Маркевичем и Юрием Максимовым.
- Какие планы на ближайшее будущее?
- Пока никаких. Не могу думать о будущем, поскольку еще не забыл прошлого. Поймите мое душевное состояние: я не хотел уходить и очень переживаю из-за того, что происходит. Мне сейчас очень тяжело говорить о будущем.
- Чем планируете занять свободное от футбола время?
- Первым делом хочу увидеть семью, близких мне людей. Естественно хочу уделить им как можно внимания.
ДОМОЙ БЕЗ ГОРИЛКИ
- Чем запомнилась Украина кроме футбола?
- Мне очень понравился Донецк. Город постоянно развивается и это очень приятно. Интересно наблюдать, как все меняется в лучшую сторону. Единственный минус - много заводов, бывает тяжело дышать. Кроме Донецка очень понравился Киев, шикарный город.
- По какому блюду украинской кухни будете скучать в Болгарии?
- Ваши блинчики мне не понравились, борщ тоже не очень - первый год еще как-то пробовал, а потом понял, что это не мое. Болгарская кухня все-таки ближе к сердцу.
- Украинскую горилку уже упаковали в чемодан?
- Нет, я не по этим делам (улыбается). В качестве сувениров возьму несколько вещей связанных с "Металлургом".
- За два с половиной года успели определиться, кто красивее - болгарки или украинки?
- Без комментариев (улыбается).
- Что пожелаете украинским болельщикам на прощание?
- Естественно, большой удачи. И чтобы украинский чемпионат развивался, а местные команды могли на равных бороться с топ-клубами Европы.
Валентин Цимох