Камо грядеши, «Шахтер»?
Недавно во время красочного шоу в Донецке, посвященного презентации нового логотипа "Шахтера", главному тренеру горняков Мирче Луческу вручили украинский орден "За заслуги" третьей степени. Поскольку никто не удосужился объяснить, что происходит это задним числом, и награда нашла героя более года спустя после появления указа, в котором румынский специалист был отмечен за подготовку футболистов для сборной Украины, успешно выступившей на чемпионате мира-2006, церемония выглядела двусмысленно... Если не сказать, бестактно по отношению к самому орденоносцу, потому что днем раньше "Бенфика" подвела жирную черту под провальным для горняков евросезоном, не пустив их даже в Кубок УЕФА. И вдруг тренеру - орден на грудь!
В тот момент, когда растерянный Луческу еще не отошедший от пережитого накануне потрясения, поднялся на сцену, подумал грешным делом, что организаторы праздника, вероятно, знают то, чего не знают другие, сидящие в зале: подходящего случая больше не представится, и румынский тренер может так и покинуть Украину без давешней награды... Однако президент "Шахтера" тем же вечером решительно опроверг эту крамолу: "Сегодня нет места эмоциям, - сказал, очутившись в плотном кольце журналистов, Ринат Ахметов. - Луческу - современный тренер и отличный тактик... Я доверяю ему, он остается работать. И, убежден, его работа принесет нам огромную пользу".
Прошло еще несколько дней, и Луческу в одном из румынских изданий сделал такое признание: "После матча с "Бенфикой" мне хотелось уйти из "Шахтера", но контракт не позволяет этого делать. Чтобы покинуть команду нужно иметь и согласие клуба. А в Донецке не хотели меня отпускать..."
ВЕСНА УБЕЖАЛА УЖЕ В ДЕКАБРЕ
Как бы ни сложилась судьба румынского тренера в донецком клубе дальше, Луческу уже вписал свое имя в историю "Шахтера". Двумя победами в чемпионате Украины. Тремя европейскими веснами, пусть и не такими долгими для оранжево-черных, как хотелось бы их поклонникам.
Начало четвертого сезона для Луческу в "Шахтере" тоже прошло на мажорной ноте. Шутка сказать: отрыв от "Динамо" в чемпионате достигал десяти очков! "Скрипучий" проход в групповой турнир Лиги чемпионов, когда лишь ценой огромных усилий удалось сломить сопротивление заурядного по европейским меркам "Зальцбурга", никого не смутил. Тем более что дальше были биты "Селтик" и "Бенфика" - и донецкий клуб стал сенсационным лидером. Правда, когда дело дошло до "Милана", эйфория быстро пошла на убыль. 1:7 по итогам двух матчей стали реальным отражением пропасти, существующей между клубным чемпионом Европы и футбольным грандом украинского разлива.
Мысль о том, что это мы уже проходили и за три года под началом Луческу "Шахтер" к "Милану" не приблизился даже на шаг, конечно, смущала дотошных специалистов и болельщиков, которые испытывают склонность к сравнительному анализу происходящего с горняками. Но все же не до такой степени, чтобы впадать в отчаяние и посыпать голову пеплом.
В конце концов природное трезвомыслие не позволяло никому, при всем уважении к "Шахтеру", в 2007 году поставить его на одну доску с "Миланом", ставшим теперь еще и клубным чемпионом мира. Другое дело - "Бенфика" и "Селтик". Казалось, с этими-то мы точно одной группы крови, способны вращаться на общей футбольной орбите, и европейская весна от нас никуда не убежит.
Но она убежала... Даже та, которая стала при Луческу привычной - в Кубке УЕФА.
БРАЗИЛЕЦ БРАЗИЛЬЦУ - РОЗНЬ
Понятно, что сами по себе деньги в футбол не играют, и все же на старте сезона казалось: без малого 80 миллионов долларов, потраченных "Шахтером" прошлым летом на новых игроков, если сразу сполна и не окупятся, то хотя бы гарантируют клубу безоблачное существование на ранее завоеванных высотах. Однако грандиозность затрат оказалась пропорциональной масштабу провала, который пришлось пережить в минувшем сезоне "Шахтеру".
Впрочем, только деньгами, которые со временем теоретически все же можно вернуть, потери не ограничились. Гораздо болезненней ударил по "Шахтеру" уход Матузалема. Не буду сейчас снова вдаваться в подробности скандальной истории, тем более что международные футбольные инстанции вердикт до сих пор не вынесли, опять отложив разбирательство дела. Но вспомнить многократно повторенные Луческу слова, что "с Матузалемом "Шахтер" - одна команда, без Матузалема - другая", самое время. Теперь, когда сезон провален, эти слова, увы, звучат пророчески.
Роль личности в истории, в том числе футбольной, никто не отменял. Матузалем был лидером, вокруг которого строилась вся игра горняков. Выходя на поле, он с одинаковым рвением сражался и против "Ворсклы", и против "Интера", заряжая энтузиазмом партнеров. Матузалем стал не только звездой "Шахтера" - украшением всего украинского чемпионата.
Надежды на то, что упавшее знамя подхватит кто-то другой из донецких бразильцев - чаще называлось имя Фернандинью, реже Жадсона, - не оправдались. Единственное, на что сподобился "другой "Шахтер", - пополнить ряды еще двумя мастеровитыми бразильцами: Илсинью и совсем юным Виллианом. При этом первый опроверг давний тезис Луческу будто южноамериканцы, попадающие в украинский чемпионат, непременно нуждаются в продолжительной адаптации. Илсинью заиграл по-бразильски с первого матча, но до Матузалема, как вдохновителя и организатора командной игры, ему далеко.
КАСТИЛЬО: ТРАНСФЕР "САМОВЫВОЗОМ"
При всей приверженности точечной (или даже "лазерной", как любил говорить незабвенный Виктор Евгеньевич Прокопенко) селекции, провозглашенной "Шахтером", иногда все же складывается впечатление, что ведется она методом "тыка". Попал - не попал. Заподозрить подобное вынуждает ситуация, выглядящая с обывательской точки зрения ирреальной: Луческу не смог бы найти места на поле для мексиканца Нери Кастильо, обошедшегося клубу в рекордные 20 миллионов евро!
Если на первых порах, по словам румына, экс-полузащитник "Олимпиакоса" просто "не вписывался в игровые схемы "Шахтера", то на исходе года главный тренер уже не стеснялся вслух повторять: "Кастильо не хочет здесь играть".
"Если Кастильо полагал, что трансферная сумма сама по себе сделала его "неприкасаемым" и гарантировала место в составе, он заблуждался, - говорит, в свою очередь, Ахметов. - Делая выбор, главный тренер не должен думать, сколько мы заплатили за того или иного футболиста: двадцать миллионов или два".
Вряд ли можно сказать, что покупали 23-летнего футболиста, словно кота в мешке. По поводу игровых достоинств мексиканца сомнений быть не могло: именно Кастильо в прошлом году попортил немало крови защитникам "Шахтера" в матчах группового турнира Лиги чемпионов за "Олимпиакос", а минувшим летом стал героем Кубка Америки, на котором забил пять мячей и привел сборную Мексики к бронзовым медалям. Чем и поднял интерес к собственной персоне в денежном эквиваленте до фантастических 20 миллионов евро. Но следует признать и другое: этой же круглой суммой оплачено незнание покупателями человеческих качеств Кастильо, которые играют в командном виде спорта отнюдь не второстепенную роль.
Позвонил Олегу Протасову, который прекрасно помнит этого футболиста по работе в "Олимпиакосе". Спросил: "Олег Валерьевич, а что, он действительно неуправляемый, этот Кастильо?" "Парень непростой, со своеобразным менталитетом, в котором намешано что-то мексиканское от матери, что-то уругвайское от отца, что-то греческое от страны, в которой он долго прожил и сформировался как личность, а недавно женился на гречанке, - поделился Протасов. - Думаю, Кастильо действительно трудно приспособиться к украинскому чемпионату, к реалиям нашей жизни. Тем не менее как футболист он вполне управляем, хотя и требует индивидуального подхода. Как, впрочем, всякий самодостаточный спортсмен. В Греции проблем с Кастильо у меня не возникало, а как было бы на Украине, не знаю, не пробовал".
Теперь настала очередь Свена-Ерана Эрикссона "пробовать" в "Манчестер Сити". Швед, говорят, уже пришел в восторг от Кастильо, когда тот большую часть из пяти миллионов евро за годовую аренду на которых настаивал "Шахтер", заплатил донецкому клубу сам! Получилось что-то вроде трансфера "самовывозом". Если Кастильо в боевых порядках английского клуба займет такое же заметное место, как бразилец Элану покинувший Донецк минувшим летом, у болельщиков "Шахтера" возникнет очередной повод для недоумения: почему "там" они хотят и могут играть, а здесь - нет?
УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ДЛЯ ЛУКАРЕЛЛИ
По большому счету остается загадкой еще один громкий трансфер, осуществленный летом "Шахтером". Зачем появился в Донецке Кристиано Лукарелли, уже здесь отметивший 32-й день рождения? Если смысл и просматривается, то только со стороны итальянского футболиста. Играя на родине в скромном "Ливорно", Лукарелли много забивал (в прошлом сезоне был вторым бомбардиром серии А), однако удовлетворить честолюбие выступлением в Лиге чемпионов, не поменяв страну и клуб, у него шансов не было. Форвард и не скрывал, что шел в "Шахтер" только ради Лиги, что донецкий клуб ему был интересен равно настолько, насколько далеко простирались возможности команды в этом турнире.
"Луческу считает, что мои игровые характеристики не вполне совпадают с требованиями, которые предъявляются к футболисту, выступающему в чемпионате Украины, - признался Лукарелли в интервью "СЭ" накануне матча с "Селтиком" в Глазго. - Поэтому очень надеюсь, что "Шахтер" выйдет в плей-офф Лиги. Если этого не случится, у меня не будет ни единого шанса попасть в сборную Италии, которая выступит на Еurо-2008. В нашей национальной команде много сильных нападающих, и конкурировать с ними в моем положении возможно, только постоянно выступая в чемпионате Украины. В "Шахтере" на моей позиции играет Гладкий, он молод, неплохо обучен, и это нормально, что клуб на него надеется".
Того, на что рассчитывал итальянец, увы, не случилось, и Лукарелли оказался перед дилеммой: либо остаться в "Шахтере", попробовать убедить Луческу в своей профпригодности для чемпионата Украины, окончательно перекрыть кислород молодому Александру Гладкому, и без того "сдувшемуся" к концу года, либо - на правах аренды, поскольку желающие расстаться с деньгами, которые выложили за трансфер итальянца в Донецке, вряд ли найдутся, вернуться в средненький клуб серии А. Чаще других называют "Торино", хотя и здесь существует одно серьезное "но": обеспечить Лукарелли зарплатой, равной той, что он получает в "Шахтере", второй по ранжиру туринский клуб будет явно не в состоянии. И это может остановить футболиста, который, как ни крути, уже едет с ярмарки: таких денег "на старость", как в Донецке, он нигде заработать не сможет.
В групповом турнире Лиги чемпионов итальянец с тремя голами оказался лучшим бомбардиром "Шахтера", и формально к нему вроде бы не должно быть претензий. По существу же... С точки зрения футбольной истории и статистики ни один из трех результативных ударов Лукарелли не имел решающего значения для исхода матчей. В стартовой встрече с "Селтиком", как потом выяснилось, для победы хватило бы и гола Брандау открывшего счет. Мячи в ворота "Милана" и "Бенфики" были для Лукарелли и вовсе как личные утешительные призы: "Шахтеру" от них не стало ни жарко ни холодно. Но это так, к слову.
БИБЛЕЙСКИЙ ВОПРОС
Бесславный финиш сезона совпал для "Шахтера" с презентацией нового клубного логотипа, о чем уже упоминалось в начале заметок. На посвященном этому историческому событию брифинге молодой человек с итальянской фамилией через переводчицу с английского долго и проникновенно, как завзятый миссионер, объяснял внимавшим ему аборигенам глубинный смысл творения компании Interbrand, художественному вкусу которой следует доверять уже на том основании, что именно она в свое время "модернизировала логотип "Ювентуса".
О вкусах, известное дело, не спорят. И "Ювентус" тут точно совсем ни при чем. Болельщиками "Шахтера" новая эмблема была встречена, мягко говоря, неоднозначно. Хотя Ахметов убежден: "Она отвечает на три главных вопроса: Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?"
Ключевой в этой триаде представляется заключительная часть, может быть, потому что собственно эмблемы она касается в последнюю очередь. Вектор движения "Шахтера" определяют игра, успехи или неудачи команды на поле, а не новая картинка, перенесенная из дизайнерского компьютера на футболку.
Куда же на самом деле идет "Шахтер", постоянно провозглашающий неуемность европейских амбиций? Для непростой ситуации, в которой оказался на финише сезона клуб, по сути, это не что иное, как библейское "Quo vadis?" - или "Камо грядеши?". И вряд ли Луческу, даже с кредитом доверия от Ахметова, который кажется безграничным, вправе затягивать с ответом на этот вопрос в новом году.
Юрий Юрис