Дмитрий Шутков: "В Риме давят не трибуны, а комары"
Это сейчас Дмитрий Анатольевич Шутков (38 лет) работает с вратарями "горняков", а в сентябре 2006 года он был непосредственным участником первой встречи "Шахтера" с "Ромой" в групповом турнире Лиги чемпионов. В Риме Дмитрию пришлось четырежды доставать мяч из сетки, и все пропущенные голы он до сих пор помнит в малейших деталях. Однако в голосе спокойного на поле и в жизни Шуткова нет ни капли трагедии – что было, то было, а в будущее надо смотреть с оптимизмом.
Кстати, для вратаря то поражение (0:4) стало личным антирекордом в еврокубках по пропущенным в одном матче, а сам матч стал последним в карьере на евроарене.
– До 67-й минуты разве кто-то мог представить, что мы проиграем так крупно? – начинает Дмитрий. – После первого тайма счет должен был быть минимум 2:0 в нашу пользу, а владение мячом было, если не ошибаюсь, чуть ли не 70 на 30! Во всяком случае, такого разгрома команда явно не заслуживала.
– Но объяснение этому все равно есть?
– "Шахтеру" тогда не хватило элементарного опыта. Плюс наши индивидуальные и коллективные ошибки при пропущенных мячах. Их нельзя назвать такими уж грубыми, но соперник их лихо использовал. По-моему, за весь матч у "Ромы" все удары в створ достигли цели, и у меня было ничтожно мало шансов спасти.
– В то время ты нечасто выходил на поле, но в Риме неожиданно занял место в воротах.
– Накануне в Полтаве Бодя Шуст получил травму, и мне Луческу сразу сказал, что против "Ромы" выйду я. Готовился со всей ответственностью и серьезностью. Могу сказать и за команду – ни у кого коленки не дрожали. Что сказать – несчастный случай! Понятно, что против известной пословицы – "игра забывается, счет остается" – не поспоришь, но ведь потом в Донецке мы "Рому" обыграли (1:0), причем и по игре тоже.
– Чем еще запомнился римский матч? Трибуны сильно давят на гостевую команду?
– Слишком долго идти по тоннелю к полю. Да и комары там просто одолевали, ох, и назойливые! Вот так и шли, отмахиваясь. А трибуны на "Стадио Олимпико" не давят – они далеко от поля. На том матче стадион где-то наполовину был заполнен (по протоколу – 35 000, вмещает – 82 000. – Прим. авт.), но докричаться мне до своих игроков на 20–30 метров было невозможно. Это, впрочем, не показатель – на иных стадионах и на пять метров твои крики до партнеров не долетают.
– Команда сильно переживала?
– Трагедии никто не делал. Вылет домой у нас был на следующий день после обеда, и всей команде после завтрака предоставили свободное время. Почти все пошли бродить по Риму, кто по магазинам. А у меня лично показываться на улицу большого желания не было, в отеле остались еще Хюбшман с Левандовски.
– Давай теперь поговорим о настоящем. Какая, по-твоему, расстановка сил у команд перед плей-офф?
– "Шахтер" стал сильнее, команда выросла, и необходимый опыт у нас уже присутствует. А "Рома", я думаю, не стала слабее, хоть их состав заметно изменился. Тогда предпочтение отдавалось римлянам, но теперь большинство специалистов – имею в виду наших, отечественных – отдадут свои голоса "Шахтеру". Я, кстати, тоже считаю, что 60 на 40 в нашу пользу.
– Смело! Все-таки с итальянцами мы всегда плохо играли.
– Еще плюс нам – первый матч на выезде. Конечно, минус – большой перерыв после зимней паузы. Но ведь и Луческу все грамотно планирует – команда сыграет достаточно контрольных матчей, к тому же примет участие сразу в двух турнирах – в Эмиратах и Испании. Недостатка в игровой практике у "Шахтера" не будет.
– Кого нужно опасаться в "Роме" особо?
– Ну, наверное, Тотти – он капитан, заводила. Хотя не знаю, каждый может выстрелить. Вон, "Брага" в Донецке разве могла знать, что ей нужно опасаться именно нашего крайнего защитника Раца? А Разван соорудил оба гола.
– Тотти после жеребьевки сказал: "Шахтер" – именно то, что они хотели.
– И хорошо! "Подарком" мы быть не собираемся, а вот элемент недооценки со стороны "Ромы", если это действительно присутствует, нам только на руку. Зато для нас жребий в виде "Милана" или "Интера" уж точно не был бы "подарочным". Вообще удивляюсь этим командам – с ними можно на равных играть почти весь матч, но в какой-то момент они могут резко взвинтить темп, забить, и решить исход матча. "Рома" не такая.
– Слышал, что ты не так давно снова побывал в Риме.
– Ездил оперироваться по поводу старой травмы пальца в известную клинику спортивной хирургии "Вилла Стюарт". Кстати, приехал бы на месяц раньше, то как раз застал бы там Тотти – он там тоже лечился.
– "Старые раны" не дают покоя?
– Да я в общем-то летом 2008 года и закончил карьеру по здоровью – проблемы со спиной. Наверное, мог бы еще поиграть, но не в "Шахтере". Потом решил: кому я что-то еще должен доказывать! Да и разве я могу подводить людей, пригласивших меня в команду, если у меня что-то снова "вылетит". Короче, когда поступило предложение войти в тренерский вратарский штаб "Шахтера", то долго не раздумывал. И спина перестала болеть – нагрузки ведь снизились.
– За что сейчас ценят современных вратарей?
– Я думаю, совсем не за то, что они из "девяток" мячи вытягивают. В первую очередь, вратари стали лучше играть ногами, ведь в современном футболе команды мячом сильно дорожат, поэтому нередко защитники "обыгрываются" со своими киперами. Вратарь теперь должен и начать атаку, и выступить в роли последнего защитника – либеро по-старому – подстраховать защитников за пределами штрафной. Ну, а прямые вратарские функции никто, естественно, не отменял.
– Андрей Пятов подходит под эти характеристики?
– Абсолютно! Он все умеет делать. Кроме того, Андрей – надежный, работоспособный, уравновешенный. Ему всего лишь 26, а подавляющее большинство вратарей раскрывается позже – главное, чтобы здоровье не подводило. Однозначно, Пятов на данный момент – лучший голкипер страны.
– Вратарская династия Шутковых могла продолжиться?
– Сын Никита (ему в феврале 12 лет исполнится) одно время поступил вратарем в филиал "Шахтера" – я даже не просил никого. Позанимался, а после каникул бросил. Я не заставлял вернуться – не в моих правилах. Пусть выбирает что душе угодно – Никита уже и баскетбол попробовал, сейчас на прыжки с шестом пошел. А в футбол ему за компьютером интереснее сразиться.
– Как отпуск семья Шутковых проводит?
– По морям особо не ездим, можем махнуть, например, с друзьями в лес, пожить в палаточном городке вдали от цивилизации. А слабость у нас одна – это горнолыжные курорты.
– Удивительное увлечение для футболиста!
– Жена Таня первой втянулась, когда у родственников на севере побыла. И вот мы последние семь лет ездим кататься на лыжах. Любимые наши места – в Австрии, были также в Польше, а начинали с Кавказа. Сноуборд уже потихоньку осваиваем. Если получится, Новый год встретим на снежных спусках в Андорре! Но это если жене успеют открыть визу, а у сына не будет накладок по учебе в школе.