Мирослав Шатан: "Динамо" вышло на меня с конкретным предложением
В нынешних составах команд нашей лиги не так много игроков, проведших более тысячи матчей в НХЛ. Пальцев рук вполне хватит, чтобы их сосчитать: Яромир Ягр, Сергей Федоров, Вячеслав Козлов, Сергей Зубов, Петр Сикора, Сандис Озолиньш да Йозеф Штумпел.
А недавно появился еще один – второй после Штумпела словак в этой компании. Впрочем, огромным количеством игр в заокеанской лиге достижения новобранца московского «Динамо» Мирослава Шатана не ограничиваются.
На международную арену он ворвался в 1994 году, став лучшим бомбардиром молодежного чемпионата мира, а затем и взрослого (Словакия в то время выступала не в элитной группе), но самое главное - с девятью голами Мирослав оказался лучшим снайпером олимпийского турнира в Лиллехаммере.
Позже в составе сборной Словакии, коей Шатан был капитаном, он собрал весь комплект наград чемпионатов мира: золото (2002), серебро (2000) и бронзу (2003). В 2000-м и 2002-м стал лучшим бомбардиром мировых первенств, а в 2000-м к тому же был признан самым ценным игроком турнира.
- Как же вы оказались в «Динамо»?
- Я пытался заключить контракт с какой-нибудь командой НХЛ, вел переговоры с двумя-тремя, но не сумел договориться. Поэтому в декабре решил изменить планы и найти себе команду в Европе, а сильнейшая Лига в Европе – естественно, КХЛ. Я стал приглядываться к ней и поначалу вел переговоры с другим московским клубом. «Динамо» вышло на меня чуть позже, но с очень четким предложением, и мы обо всем договорились за два-три дня. Я знал, что «Динамо» хорошо начало сезон, но в тот момент проигрывало, и я решил, что было бы хорошо помочь ему вернуться на победный путь и успешно выступить в плей-офф. Так я и оказался здесь.
Конечно, сыграло роль и то, что в команде выступают Доминик Граняк и Мартин Штрбак, которых я прекрасно знаю по сборной Словакии. Это помогло мне принять решение.
- Когда-то вы были знамениты тем, что обходились без услуг агентов. Сейчас по-прежнему решаете все вопросы самостоятельно?
- Сейчас уже нет. Раньше я действительно был сам себе агентом, но в последние четыре-пять лет у меня есть настоящий агент.
- Сезон вы начали дома, в Словакии, так что к площадкам европейского размера уже, видимо, привыкли?
- Да, площадки там такого же размера. Но разница, конечно же, есть – в уровне хоккея. Здесь очень много классных мастеров, имеющих опыт выступления в НХЛ, в сборных. Поэтому и накал борьбы, и скорости выше, чем в Словакии. Но я и сыграл-то там лишь с десяток матчей – просто для того, чтобы быть в форме, когда придет время. Оно пришло, и вот я здесь и чувствую себя хорошо, так что, считаю, я принял правильное решение.
- И разница между Словакией и КХЛ почувствовалась сразу?
- Да, здесь игроки мастеровитее и быстрее, поэтому всё происходит быстрее. Не нужно много времени, чтобы это почувствовать.
- Обсуждали ли вы с тренерами какие-то детали относительно вашей роли в команде, вашей позиции, ваших партнеров?
- Ничего такого особенного мы не обсуждали, но изначально я не имел точного представления о том, как играет команда, поэтому мне требуется время, чтобы понять, какова игровая модель, какова концепция, тактика. Тогда я сумею как можно быстрее вписаться в игру. Учитывая, что «Динамо» в последнее время потеряло из-за травм многих нападающих, моя роль, видимо, должна заключаться в том, чтобы как можно быстрее начать забивать и помочь команде преодолеть трудности в атаке.
- Из-за этих трудностей вы, вероятно, будете вынуждены играть в разных звеньях, с разными партнерами. С кем-то уже удалось сыграться?
- В большинстве случаев я играю с Костей [Горовиковым] и Лео [Комаровым]. По-моему, у нас начало неплохо получаться – мы создаем моменты, забиваем. Конечно, перестановки возможны, это дело тренеров, я готов выполнять любые задачи. Но лично мне бы хотелось, чтобы мы как можно быстрее сыгрались в этом сочетании и играли вместе как можно больше.
- У вас за плечами блестящая карьера, множество достижений и на молодежных, и на взрослых чемпионатах мира, и на Олимпиадах, и в Кубке Стэнли. Могли бы вы расставить эти достижения по ранжиру, выделить наиболее значимые из них?
- Наверное, наибольшую радость мне принесла победа на чемпионате мира 2002 года в Гетеборге. Для Словакии, молодой страны, это было первое значимое достижение, и мы осчастливили множество людей на родине. Это – первый пик моей карьеры. А два года назад мне посчастливилось выиграть Кубок Стэнли с «Питсбургом» – через десять лет после поражения в финале с «Баффало». Мы победили в седьмом, решающем матче, победили в гостях очень сильную команду – «Детройт». Это было выдающееся достижение. Каждый в НХЛ мечтает выиграть Кубок Стэнли, и я счастлив, что мне это удалось.
- Вы отмечаете командные успехи, но не личные, а их ведь у вас немало.
- Да их, знаете ли, не так уж часто помнят. Хоккей – командный вид спорта, поэтому командные достижения гораздо важнее. Да, у меня были индивидуальные успехи. Лет шесть, наверное, я был лучшим бомбардиром «Баффало», однажды на Олимпиаде забил больше всех, однажды был признан самым ценным игроком чемпионата мира… Но все это не так важно. Как я уже сказал, хоккей – командная игра, и победа с командой – это лучшее, что может быть.
- Ну, и напоследок: почему 80-й номер? Ведь ваш исконный – 81-й, а в «Динамо» он свободен.
- Ха! Конечно, я хотел 81-й, и мы это, наверное, три дня обсуждали! Но мне объяснили, что он занят на этот сезон в молодежной динамовской команде, и по вашим правилам номера не могут дублироваться. В результате из десятка предложенных я выбрал тот, который ближе всего к 81-му.
- А 81-й откуда взялся?
- Да это просто «18» наоборот. В начале карьеры я всегда играл под 18-м, но когда пришел в «Баффало», он был занят, и я взял 81-й. Ну, и много лет играл под ним. Так что сейчас мне уже не важно, они в равной степени хороши для меня.
- Ну и ладно, в следующем сезоне, наверное, получите свой 81-й.
- Возможно, посмотрим.
В заключение отметим, что нынешний номер Шатана имеет для «Динамо» особое значение: под ним на протяжении двух предыдущих сезонов играл лучший бомбардир клуба Маттиас Вейнхандль. Учитывая несопоставимый статус двух игроков в мировом хоккее, воздержимся от посыла о том, что Шатану «есть на кого равняться», однако болельщики «Динамо» наверняка сочтут номер «80» на свитере словацкого новобранца неплохим предзнаменованием.