Сергей Шебек: «Нам дано указание беспощадно бороться с симуляциями на футбольном поле»
По мнению самого опытного украинского арбитра, во втором круге внутреннего чемпионата работать судьям будет еще труднее, хотя несуразиц в трактовке правил поубавилось.
В зимнем антракте украинские арбитры, как и команды, не дремлют. Недавно представители отечественной Фемиды вернулись из учебно-тренировочного сбора в Турции, который, по мнению ведущего рефери страны Сергея Шебека, поможет судьям быстрее разбираться в спорных игровых ситуациях.
- Должен отметить, что в таких условиях как сейчас, судейский корпус Украины еще не готовился никогда, - говорит Сергей Александрович в интервью «СПОРТглавреду». – Раньше возможности выезжать за рубеж не было, подготовка арбитров проходила в Крыму. Там нас часто подводила погода. В основном в зимний период на Крымском полуострове – снег, либо слякоть. Как правило, туда приезжало мало команд, соответственно, не было возможности поработать на матчах в достаточном количестве. Да и банальные условия проживания, чего греха таить, в Крыму далеко не те, что в Турции. Отличная гостиница – с бассейном, хороший спортивный зал, рядом футбольное поле. Всю неделю, что мы пребывали в Анталье, стояла хорошая погода – 15-17 градусов тепла.
Но главное, в Турции сейчас готовится много команд, а значит, каждый рефери был обеспечен достаточным количеством спаррингов. Когда там пребывали мы, как раз разыгрывался ежегодный Antalia Cup. Там участвовали владикавказская «Алания», венгерский «Гонвед», клубы из Южной Кореи, Румынии и Грузии. Помимо этого, проводилось множество товарищеских поединков. Каждый арбитр за неделю провел по две-три игры. Допустим, я отсудил три поединка. Иными словами, мы получили хорошую практику перед стартом второго круга. А он обещает быть еще более жарким, чем первая половина сезона. Ведь впереди еще как борьба за чемпионство, так и за право остаться в элите.
Считаю, что комитет арбитров поступил очень правильно, впервые проведя совместные сборы судей и инспекторов. Раньше инспектора на сборы не ездили вообще. Только сдавали экзамены в Киеве и слушали начитку. На этот раз инспектора смотрели наши матчи, потом на теоретических занятиях методику мы разбирали совместно и приходили к единому мнению. Это очень важно, потому что теперь у тех, кто оценивает, будет единая трактовка игровых ситуаций с теми, кто оценивает.
Помнится, в одном из своих прежних интервью «СПОРТглавреду» вы раскритиковали тот факт, что в Украине каждое касание руки мячом считается нарушением. Сейчас что-то поменялось?
Да, сейчас уже не каждое касание руки – это одиннадцатиметровый. Сейчас нужно оценивать, сыграл ли футболист рукой или это мяч нашел руку. Кроме того, большое внимание было уделено ситуациям, которые сейчас выступают главенствующими в рекомендациях ФИФА и УЕФА. В первую очередь, указано беспощадно бороться с симуляциями. Специально рассматривали тему захватов и задержек руками в штрафной площади и единоборств с применением рук. При угловых ведь постоянно бывает, что игрок получает локтем. Мы пытались усвоить ситуации, когда следует умышленный удар, а когда случайный. При этом рекомендовано за умышленную грубость сразу давать красную карточку.
Отмечу, что мы были распределены по группам. Каждый преподаватель имел группу из семи человек. К слову, преподавателями выступали глава судейского комитета Дердо, Ступар, Петров, Куцев, а руководителем учебно-тренировочного сбора был Петр Кобичик. Всего в Турцию поехали 36 судей, причем не только высшего разряда, но и судьи первой лиги, так сказать, ближайший резерв.
В целом на сборе упор делался на физическую работу или на теорию?
Если поверхностно – одно и втрое в комплексе. Могу вам рассказать распорядок дня на сборе. В 7.15 мы подымались, в 7.30 шли на зарядку. После завтрака в 9.30 у нас проходило двухчасовое методическое занятие. Дальше каждый рефери разъезжался по играм. Следующее занятие назначалось на вечер, на 20.30 – после ужина проходил разбор поединков. Получается, еще одно занятие по методике. Для тех же, кто был свободен от обслуживания матчей, в 12.00-12.30 начиналась общефизическая подготовка. Иными словами, каждый из семи дней был очень насыщенным. Впрочем, должен отметить, что основная ценность сбора все же в теоретической работе. Ведь за семь дней «физику» не нагонишь. В Турцию каждый судья был обязан приехать подготовленным. Для этого мы за две недели перед отъездом в Киеве сдавали тесты по общефизической подготовке. Их, отмечу, сдали практически все судьи.
В Анталье вместе с вами не было судей из других стран? Возможно, проводились совместные занятия?
Совместных занятий не было, хотя в одной из соседних гостиниц жили судьи из Казахстана. Интересно, что судейский комитет этой страны сейчас возглавляет известнейший в прошлом российский арбитр Николай Левников. Для меня это было неожиданностью, так как еще недавно господин Левников занимал высокую должность в судейском корпусе России. Впрочем, вернусь к вашему вопросу. Кроме казахстанцев, в Анталье находились судьи из Литвы и Беларуси. Но мы с ними не пересекались, поскольку у каждой группы был свой план работы.
Что-то из свежих моментов рассматривали? Например, эпизоды из финала Кубка Первого канала «Динамо» - «Шахтер». Мирча Луческу сказал, что судья в основное время должен был назначить в ворота киевлян пять пенальти…
Сразу скажу, что, к сожалению, в Турции у нас не было возможности посмотреть игры этого турнира. Мы ограничивались лишь сообщениями и короткими видео-роликами в интернете. Там я не увидел чего-то вопиющего по отношению к «Шахтеру», хотя, конечно, могу ошибаться, ведь поединок смотрел не от начала до конца. На теоретических занятиях мы просмотрели множество спорных моментов, которые произошли в первом круге. Многие признали свои ошибки. Правда, о них из этических соображений и из уважения к своим коллегам не стану говорить. Пусть это останется в нашем судейском сообществе.
А вот о том, что касается меня, скажу. Мы тщательно рассмотрели тот нашумевший эпизод матча «Харьков» - «Закарпатье». Напомню, что тогда я не стал назначать одиннадцатиметровый в ворота ужгородцев, когда нападающий хозяев упал в штрафной площади после верховой борьбы. После этого выносились разные решения – сначала говорили, что я ошибся, потом наоборот. Назвали эпизод чрезвычайно спорным и неоднозначным и в Турции.
Так или иначе, после той истории и последовавшего после нее интервью нашему изданию вы не обслуживали поединков национального чемпионата…
Отвечу так: возможно, я где-то и погорячился в том интервью. Если у меня и были претензии к Константину Вихрову, то их можно было высказать в глаза, а не выносить ссор из избы. Если помните, когда я давал вам то интервью, контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ уже признал мою правоту. Возможно, я где-то вспылил, погорячился. Наверное, мои высказывания по отношению к Константину Львовичу были чересчур жесткими. Может, я его где-то обидел. Теперь, три месяца спустя, я уже немного остыл, поэтому, пользуясь случаем, хочу извиниться перед господином Вихровым. Публично, ведь высказывания тоже были публичными. Я уже заходил к Константину Львовичу в кабинет. Мы поговорили и, кажется, поняли друг друга. Я так и сказал, что должен был подойти и высказать свое недовольство еще тогда, но не делать этого через прессу.
Вы подаете друг другу руку?
Конечно. Думаю, Константин Львович не будет на меня в обиде, ведь мы делаем одно дело.
Иван Вербицкий