Сергей Палкин: Мы искали Тимощуку замену. Это были безумные деньги
Генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин рассказал «24», возможны ли чистки в составе, о причинах поражений от «Севильи» и «Селтика» и раскрыл подробности ухода Лукарелли и Кастильо
24»: «Шахтер» и «Динамо» завершили групповой турнир Лиги чемпионов с разными цифрами в графе «очки», но одинаково – по сути. Киевляне заявили, что многие игроки не соответствуют уровню турнира, уровню команды и уже провели чистки в составе. Руководство «Шахтера» на неудачи в Лиге отреагировало намного спокойнее.
Сергей Палкин: Мы решили сохранить костяк команды. Никакого пускания крови, никаких новых приобретений.
В зимнее трансферное окно мы никого, кроме Константина Кравченко, не приобрели. Дай Бог, чтобы так и дальше было. Мое мнение, что каждый наш футболист на своей позиции действует намного профессиональнее, чем любой игрок на этой же позиции в каком угодно клубе России или Украины. Но стоит вопрос командной игры. Мирча Луческу неоднократно заявлял, что мы – молодая команда, которая, играя в Лиге чемпионов, постепенно приобретает такой нужный опыт. Кстати, в матче с ЦСКА на Кубке Первого канала игроки проявили хладнокровие. Не было мандража, команда была уверена в себе. А это приходит с опытом.
«Динамо» постепенно вводит в состав собственных воспитанников. «Шахтер» так и продолжит готовить футболистов для сборной Бразилии?
То, что Киев подпускает молодых игроков, еще не значит, что вся молодежь будет играть в чемпионате. Это может быть ход, который должен встряхнуть всех тех бразильцев, что есть в составе. Дескать, если вы хотите играть, то не опаздывайте на сборы, держите вес в норме. А иначе будут играть другие. Но я не думаю, что «Динамо» перечеркнет весь прошлогодний состав и полностью доверится молодежи.
Наш клуб развивается планомерно. В нашей детско-юношеской академии растет очень много топовых футболистов. Я вас уверяю, если бы завтра из того же «Челси» приехали посмотреть на наших пареньков, наверняка обратили бы на них внимание.
Но сейчас из тех, кого можно хоть как-то назвать воспитанником «Шахтера», стабильно выходит на поле лишь Дмитрий Чигринский.
Переход из академии в первую команду сложен. Мы ищем варианты оптимального перехода. Можно отдать футболиста в аренду. Он раскрывается в другой команде и вы возвращаете его в клуб. А можно сразу передать в первую команду. «Днепр» поставил Лепу в состав один раз, второй, третий. У нас такой вариант тоже возможен, но у нас нет права на ошибку. Перед Луческу стоит задача выиграть все турниры, в которых команда играет.
С уходом Тимощука и Матузалема команда как бы утратила характер. А некоторые специалисты считают, что именно из-за отсутствия классного опорного полузащитника «Шахтер» неудачно выступил в Лиге.
Клуб делал попытку купить игрока уровня Тимощука?
Да, мы пытались найти равнозначную замену. Но это были или безумные деньги, или игрок отдавал предпочтение более серьезным чемпионатам. А в ключевых встречах, которые мы проиграли «Севилье» и «Селтику», проблема была в том, что футболисты на доли секунды теряли концентрацию. Происходило это потому, что они играют в украинском чемпионате. У нас они могут и на 20 минут отключить концентрацию, затем включить ее и воскликнуть: «Ого, мы еще ведем в счете». «Милан» такого не простит.
Можно ли говорить, что покупка «Шахтером» Лукарелли и Кастильо – это примеры неудачной трансферной политики?
Я бы не стал. Мы брали Лукарелли под определенную задачу – под Лигу чемпионов. И он прекрасно это знал. Мы понимали, что нам нужен опытный футболист с опытом серьезного чемпионата. И Кристиано в чем-то свою задачу выполнил. Где-то он что-то не доделал, но четыре гола в Лиге забил. Но учитывая, что нас выбили даже из Кубка УЕФА, мы не могли и дальше выпускать Лукарелли, «похоронив» при этом Гладкого, в которого верим. Кристиано понимал, что будет мало играть в чемпионате страны. Переход в «Парму» был выходом и для него, и для нас.
А в случае с Кастильо есть целый комплекс причин. У него семейные проблемы – серьезно болеет мать. Нери думал, что в Украине есть клиника, в которой ее можно лечить. А таковой не оказалось. К тому же он где-то не влился в коллектив, не очень внимательно, скажем так, слушал наставления Луческу. Играл сам по себе, не обращая внимания на замечания главного тренера. Футболист гнул свою линию, клуб – свою. Поэтому мы решили, что лучше ему поиграть год за рубежом в аренде.
Случаи с Кастильо и Лукарелли не могут отпугнуть игроков с именем? Дескать, переходить в «Шахтер» небезопасно для карьеры.
Это два единичных случая. Но есть же и положительные примеры. А сделать так, чтобы все игроки получили положительный эффект от пребывания в клубе, – невозможно. Психология футболиста проста: если его ставят в состав – он доволен, не ставят – считает, что недооценивают.
В чемпионате страны «Шахтер» играл строго по лимиту на легионеров: в стартовом составе на поле выходили четыре украинца и семь иностранцев. В январе клуб приобрел Константина Кравченко. Что будет дальше? Изменится пропорция, Кравченко вытеснит из состава кого-то из бразильских полузащитников или же несладко придется линии обороны, состоящей преимущественно из украинцев?
У перехода Кравченко есть еще одна сторона. В Украине каждый клуб шел по своему пути развития: «Днепр» – так, «Металлист» – этак, а «Шахтер» – вот так. Наш клуб решил делать инвестиции, и достаточно большие, в легионеров. А Федерация футбола Украины в про шлом году решила украинизировать чемпионат. Проблема в том, что если вы меняете лимит, то должны на десять лет вперед рассказать о своей стратегии. Клубы должны четко понимать: так, через пять лет лимит будет такой-то. Следовательно, мы должны продавать иностранцев и приобретать украинцев. Я, например, не знаю, какой будет лимит через два года. И я не хочу рисковать, что лимит введут, а у нас не наберется хороших украинских игроков. Мы делаем инвестиции в украинский футбол, понимая, что стоим перед неизвестностью нового лимита. Клуб должен быть защищен. Но не факт, что украинцы постоянно будут проводить на поле по 90 минут.
Мы, кстати, стали развивать свою детскую академию еще до введения всяческих лимитов. Мы и без федерации понимали, что нужно вкладывать средства в наших ребят.
«Шахтер» и «Днепр» устроили серьезнейшую перепалку из-за трансфера Кравченко. Затем клубы договорились и помирились на уровне президентов. Но все ли так просто?
С гендиректором «Днепра» Андреем Стеценко мы перевели ситуацию в шутку и закрыли тему. Но рядовые болельщики так скоро обо всем этом не забудут. Как по мне, когда мы будем играть с «Днепром» на выезде (12 апреля – «24»), лучше Косте не появляться на поле.
Евгений Швец