Сергей Ковалец: "Лучший тренер - это жена"
Главный тренер "Оболони" Сергей Ковалец, обыгравший в нынешнем чемпионате Украины и "Динамо", и "Шахтер", рассказал, чем поражения в спаррингах лучше побед, о женах на базе и купании в море в 7 утра.
— Сергей Иванович, вы успели застать в "Динамо" Лобановского. А сейчас в ходу штамп "конспекты Лобановского". Вот вы действительно за ним конспектировали, или это некий символ, образ?
— По моему мнению, Лобановский на первое место ставил человеческие качества футболиста, на второе — профессиональные. Вот главный конспект, посыл Лобановского. У него была высшая справедливость. Не было любимчиков, все были равны, а играли лучшие. Он был профессионалом и добрым. Все делал для ребят, чтобы они думали только о футболе. Отстаивал их интересы перед прессой, президентом. И футболисты бились за него на поле. Я сам за него готов был в огонь и воду.
— Ваша "Оболонь" за вас бьется?
— Хотелось бы. Это очень важно, когда футболисты и тренер — единое целое. А еще своеобразный треугольник — президент клуба, тренер с командой и болельщики. Мне кажется, сейчас это есть у "Шахтера". Он вырос даже не столько как команда, сколько как клуб. То же самое есть в "Барселоне". По-моему, наши ребята тоже стараются играть в первую очередь за честь своего клуба.
— Видел, как вне футбольного поля вы можете пошутить со своими подопечными, по-свойски поинтересоваться чем-то. Считаете, тренер должен быть "своим парнем" или нужно сохранять определенную дистанцию?
— Обстановка должна быть семейная. Ведь команда — это семья. Помню, как в "Днепр" пришел немецкий тренер Бернд Штанге. На базе спросил: "А где ваши жены, дети?". Ему ответили, что у нас так не принято. На что он сказал, что жены, дети, родители должны видеть, как вы зарабатываете деньги. И это действительно здорово! А то рвешься после игры в Днепропетровске сразу ехать в Киев — без сауны, без массажа. Почему в Европе так может быть, а у нас нет! При этом, конечно, должна быть дисциплина.
— На сборах штрафы случаются?
— Конечно. Вот, например, за каждым футболистом закреплен мяч, они пронумерованы. Игрок за ним следит: после тренировки должен положить в сетку, помыть, проследить, чтобы был хорошо накачан. А перед началом сбора половина мячей была спущена. Эти игроки были оштрафованы на 200 гривен. Правда, деньги остаются в команде, у капитана. Потом на них покупаются подарки, например. Вон, 8 Марта приближается…
— А дисциплинарные штрафы?
— Конечно, ведь все со сборов переносится на официальные матчи. Например, за желтую карточку даже во время спаррингов штраф 400 гривен.
— На первый сбор вы разрешили игрокам взять с собой жен. Игроки работают лучше, когда жены рядом, или наоборот?
— Игроки тренируются и знают, что жены гуляют где-то рядом. Не нужно в свободное время нестись к ним в город. С точки зрения психологии это очень сильный момент. При мне он был в "Металлисте" (Ковалец был ассистентом у Маркевича. — Авт.), во "Львове", сейчас — в "Оболони". Футболисты в таких условиях лучше работают. Ведь лучший тренер — это жена.
— А почему тогда на второй сбор не разрешили их взять?
— Здесь уже более трудоемкая работа идет, а женам есть чем заняться дома. Да и в такой временной разлуке есть свои плюсы.
— Команда базируется в отеле рядом с обычными отдыхающими. Это не мешает? Ведь, скажем, по вечерам в холле постоянно играет музыка, проходят шоу…
— Наоборот, это хорошо, можно отвлечься от работы. Попить чай или кофе в холле, вечером посмотреть развлекательную программу, послушать музыку. До 23.00, когда наступает отбой, пожалуйста! Специально никого не контролируем. Бывает, кто-то просто засиделся на пять-десять минут в скайпе, общался с близкими. Но если заметим серьезное нарушение, будет штраф.
— После "теплых" турецких полей не боитесь, что к украинским придется привыкать?
— Думаю, многие наши поля будут в нормальном состоянии, ведь есть подогрев. Разве что где-то будут сильные морозы. В любом случае, мы еще на неделю едем в Крым, пройдем акклиматизацию, посмотрим поля. В любом случае нужно делать акцент не на полях, а на своей игре.
— На втором сборе в Белеке "Оболонь" сыграла вничью с "Бунедкором" (3:3), "Минском" (1:1) и проиграла брянскому "Динамо" (1:3) и "Анжи" (0:1). Отсутствие побед вас и руководство клуба не настораживает?
— Конечно, психологически, это не очень хорошо. С другой стороны, после поражений больше материала для анализа, игроки переживают, им легче что-то объяснить. Во всех спаррингах мы пробовали разные сочетания игроков. Если бы наигрывали только основной состав, могли бы отыграть вообще без поражений. Вот, в последнем матче с "Минском" создали много моментов, но не реализовали. Дисциплиной и самоотдачей ребят я доволен.
— Вам не обидно, что сейчас молодые футболисты получают намного больше того, что вы зарабатывали в начале 1990-х?
— И хорошо! Спрашивают, почему футболист получает больше, чем инженер на заводе. Да потому что футболист заканчивает, по сути, в 30 лет, а не в 60. Потом начинается новая в жизнь, в которой не каждый может себя найти. И здоровья профессиональный спорт не добавляет.
— Здесь в Турции вы каждый день купались в море в 7 утра. А ведь водичка градусов двенадцать…
— После того, как закончил карьеру игрока, стал бегать, купаться по утрам. На Крещение в прорубь ныряю. Когда играл, этого не делал — иммунитет был ослаблен, врачи запрещали. И посты сейчас соблюдаю. У нас семья соблюдает православные традиции, мама подсказывает все праздники, посты.
— А в обычные дни в чем-то из еды себя ограничиваете?
— Ем все, что есть. Люблю наш борщ украинский, черный хлеб, сало, голубцы. А какие мама делает жареные вареники с сыром и сметаной — сказка! Наша украинская кухня — одна из лучших в мире. Вот сейчас 7 марта начинается пост — мы как раз домой возвращаемся, будет до этого времени возможность поесть борщика и вареничков.