Агент Ананидзе: "Мы с Жано были готовы рвануть в "Шахтер"
18-летний полузащитник Жано Ананидзе остается одной из самых загадочных фигур в нынешнем "Спартаке". Успел Жано отметиться и в киевском "Динамо". Как перебирался оттуда в "Спартак" - история почти детективная. Притом, что интересовались юным дарованием "Арсенал", "Севилья", "Ювентус" и "Милан". О чем информировал всезнающий News of the World.
Но еще больше знает о Жано Реваз Челебадзе, отличный в прошлом форвард сборной Советского Союза и тбилисского "Динамо", чемпион СССР-1978 и обладатель Кубка Кубков-1981. Официальный агент Ананидзе.
- Реваз Владимирович…
- Зовите меня Резо. Так проще.
- Договорились. Так и вправду Жано мог оказаться за границей?
- Конечно! Его звали в Англию и Германию.
- Какие клубы?
- Например, "Бавария" и дортмундская "Боруссия". Херберт Цангер, главный тренер юношеской сборной Грузии, рекомендовал перебираться в Германию. Там здорово умеют работать с молодежью. Он видел талант Жано, всем сердцем за него переживал.
- Почему же отправились сперва в Киев, а потом в Москву?
- Потому что все европейские клубы обращались к нам через агентов, а мы с Амираном, отцом Жано, хотели работать напрямую. В "Спартаке" общались с Евгением Борисовичем, отличный человек. Очень его уважаю.
- Смоленцев?
- Ну да. Бывший технический директор. С ним приятно иметь дело.
- Как вы познакомились с Жано?
- Мать у него русская, а отец – как и я, из Кобулети. Ананидзе-старший играл в том клубе, где я был президентом.
- Отец был хорошим игроком?
- На уровне Грузии – отличным. В советские времена мог играть в первой лиге, "Динамо" Батуми. Но случилось ЧП – загулял с девочками, опоздал на сбор. Вернулся в Кобулети, был капитаном команды. Затем стал главным тренером. Из региональной лиги вывел клуб в высшую. А сына какого воспитал! Я Жано приметил совсем маленьким – был потрясен, как он с мячом работал. Отец от него ни на секунду не отходил.
- Как Жано очутился в академии киевского "Динамо"?
- Сначала он в Тбилиси играл, а в 14 лет повезли его в Киев. Неделю потренировался, попал на глаза Йожефу Сабо. Тот сразу ухватился: "Это что за мальчишка? Надо брать! Сумасшедший талант!" Год провел в юношеской команде "Динамо", выиграл чемпионат Украины. Тут пришел вызов в юношескую сборную Грузии. Но старший тренер киевской ДЮСШ, Анатолий Крощенко, этому не обрадовался: никуда, говорит, Жано не поедет. Не будет за Грузию играть. Я поразился: "Как это? Поедет!" - "Ах, так? Тогда выгоним его из "Динамо".
- Поехал в сборную?
- Разумеется. А через две недели приходит письмо: "Жано Ананидзе отчислен из школы киевского "Динамо". И мы отправились в "Спартак".
- Пути назад в Киев не было?
- Можно было договориться, если б начали финансировать. А нам прямо сказали: пока Жано не исполнится 18 лет, никаких денег за трансфер не увидите. "Спартак" же был готов говорить о деньгах, только привозите. Мы ни о чем не жалеем.
- Как считаете, а в Киеве жалеют, что потеряли такого игрока?
- Не знаю. Некоторое время спустя выяснилось – этим письмом нас пугали, чтобы вовремя вернулся из сборной. Рассчитывали, наверное, что я приду и на коленях буду ползать – лишь бы моего игрока взяли обратно.
- Руководители "Динамо" об этом знали?
- Самое высокое начальство на юных не особо смотрит. Надеется на людей, которые работают в школах. Потом на Украине кто-то писал – Челебадзе, дескать, врет. Я никогда не вру! И никогда не врал!
- Тренера, который забраковал маленького Марата Измайлова в "Торпедо", уволили – стоило Марату заиграть в "Локомотиве". Крощенко, отчисливший Жано, еще работает в Киеве?
- Работает! Дай Бог, чтоб работал и дальше – семью кормил! Просто киевское "Динамо" было для меня как семья – я хочу, чтобы там знали правду. Они отчислили пацана, и мы поехали в другой клуб, где нас уже ждали с распростертыми объятиями. Что правда – то правда.
- Украинцем Жано сделать не предлагали?
- Честно? Предлагали. И Суркисам об этом говорили – мол, нужно из парня сделать украинца, пусть за нашу сборную играет.
- Что Жано ответил?
- Категорически отказался. Но вскоре его и отца все-таки фиктивно прописали в какую-то деревню возле Черновцов. Думаю, как раз для этого. И тут Жано вызывают в сборную Грузии – он с радостью поехал. Вполне возможно, вся история с отчислением разгорелась как раз из-за того, что не получилось сделать из Ананидзе украинца.
- В "Спартаке" миниатюрного Жано не обижают?
- Да он не даст себя обидеть! Никому! Он такой парень!
- Отчаянный?
- Гордый. Воспитанный. Это мы с Амираном ему привили – старших на тренировке надо слушать, место уступать. Вот рядом с ним сейчас играют бразильцы – у Алекса много чему можно научиться. Влился в "Спартак" Жано моментально.
- Так кого же благодарить за то, что Жано в "Спартаке"?
- Мое мнение – Смоленцева. Его настойчивость помогла.
- А если б не было этой настойчивости?
- Тогда были бы другие клубы.
- И какие? Та же "Бавария"?
- После истории с киевским "Динамо" у меня был разговор с Владимиром Плоскиной, начальником селекционного отдела "Шахтера"…
- …Он так внезапно умер.
- Я в шоке был, когда узнал. Говорят, рак. Ему было всего 55. Так вот, если бы у Жано не сложилось в Москве, рванули бы в "Шахтер". Мы долго размышляли – куда? В Москву или Донецк? Вопрос с Европой тоже не закрывали. Уже готовы были мысленно остановиться на "Шахтере", как прибегает ко мне товарищ с телефонной трубкой в руках: "Тебя ищет Смоленцев!" Слышу его голос: "Срочно приезжайте, ждем вас в Москве". И мы приехали…