Василий Рац: "Если меня не видят в "Динамо", зачем туда обращаться?"
Когда легенда "Динамо" Василий Рац уезжал из Украины в Венгрию в начале 91-го, клуб под названием "Оболонь" был разве что в проекте. Но, вернувшись на родину через 20 лет, Рац оказался именно в "Оболони" - возглавил молодежный состав. В родном "Динамо" места для него не нашлось. Как и для многих игроков из золотого состава-1986.
- Было бы логичнее, если бы вы оказались в системе "Динамо", а не "Оболони".
- По идее - да. Но не все в жизни делается логично, - говорит Рац. - В структуру "Динамо" меня никто не приглашал и, думаю, что я там не нужен. А вот в "Оболони" во мне увидели того тренера и человека, который может принести пользу.
- А может, вам нужно было обратиться в "Динамо" еще раз, а не просто ждать оттуда приглашения?
- Перед тем, как вернуться в "Динамо" в 2007-м, я обращался с подобными просьбами, а вот после ухода уже не мог этого делать. Когда я уходил, или когда "ушли" меня, или когда я просто не нужен оказался, мне все стало понятно. А я такой человек, что если меня не хотят видеть, то напрашиваться и предлагать себя не буду. Они знали, что я без работы, они знали, что я хочу вернуться в украинский футбол и, естественно, что для меня "Динамо" было, есть и будет самым любимым и дорогим клубом. Но если тебя не видят в клубе, то какой смысл туда обращаться?
- Василий Сталин когда-то сказал примерно такую фразу: "Я живу, пока жив отец". Вы понимали, что будете работать в "Динамо" лишь до тех пор, пока там находится Йожеф Сабо?
- Что-то было такое. Именно Сабо больше всего хотел, чтобы я был в структуре клуба. А когда он ушел, стало ясно, что я там просто никому не нужен.
- Сабо после отставки указывал на необычный характер домашнего матча с "Нефтяником", который "Динамо" проиграло. Во время самой игры вы ничего "такого" не заметили?
- Для меня это был необычный и странный матч. Непонятные вещи происходили на поле. Подобных ощущений я не испытывал никогда - ни в бытность игроком, ни в бытность тренером. Настолько бездарно и безвольно играла команда. Значит, что-то было не так. Но фактов у меня нет, поэтому не хочется даже об этом говорить.
- После страшного провала "Динамо" в Лиге чемпионов-2007 все беды списали на наличие внутри команды кланов игроков. Вы тогда видели, что коллектив серьезно болен?
- Это было видно сразу. Были игроки постарше, которые уже чувствовали, что Сабо хотел подпускать к команде молодежь - Кравца, Зозулю, Гармаша. Если бы известных футболистов отодвинули в сторонку, то пострадал бы их авторитет. А кому такое понравится? И они боролись за свое место. Добавьте сюда бразильцев непонятных, из которых 80% не соответствовали уровню "Динамо". И плюс оставшиеся иностранцы. Правильного микроклимата внутри коллектива не было и в помине. Поэтому провал в Лиге чемпионов был закономерен.
- Кто-то говорил Игорю Суркису об этих вещах?
- Думаю, что президент сам должен видеть подобные вещи. И, наверное, видел. То, что по окончании сезона "Динамо" покинула большая группа игроков, является подтверждением этого.
- Вы не чувствовали какой-то ревности со стороны других членов тренерского штаба?
- Не исключаю, что нечто подобное могло быть. Получается, что меня почти 20 лет не было, я приезжаю - и сразу в тренерский штаб "Динамо". В любом случае, я этим вещам не придавал значения.
- Что входило в ваши обязанности - не фишки же носили?
- Перед матчами мы всегда собирались, и Йожефович интересовался нашим мнением по поводу игроков. Во время самих матчей я подсказывал игрокам. Конкретной задачи как таковой не было. Если одна группа футболистов не играла, мог тренировку с ними провести. Индивидуально тоже работал. Тогда как раз Хачериди из "Волыни" приехал, и нужно было с ним провести пару тренировок: посмотреть, как он с мячом работает, какой в движении, увидеть, что он из себя представляет.
- А ведь еще не поздно было все исправить… Могли ведь уберечь "Динамо", если бы проявили твердость…
- (Рац, не понимая иронии) Как спасти "Динамо"?
- Вы же знаете, как Евгений потом чудить стал.
- Лишь поверхностно. Я следил в целом за украинским футболом, а не только за "Динамо". А в последний год - больше смотрел уже "Оболонь". Объясню, почему. Приезжая часто на родину в Закарпатье, слышал, как мои друзья и знакомые расхваливали команду. В "Оболони" играют одни украинцы. И они доказали, что наши игроки тоже могут показывать хороший футбол. Они выходят на матч и бьются с первой и до последней минуты. Хоть мастерства порой и не хватает, но это компенсируется сумасшедшей самоотдачей. И болельщики это ценят. Такой подход к делу, такая клубная философия импонируют и мне.
- Вас в "Оболонь" пригласил главный тренер Ковалец или владелец клуба Слободян?
- В основном, это была инициатива Сергея Ковальца. Мы с ним знакомы с 1989 года, когда он совсем молодым пришел в "Динамо". А я помнил свои ощущения, когда в 21 год перешел в "Динамо" - непросто было среди звезд. Я себя скованно чувствовал, и хорошо было, если ребята постарше могли где-то подсказать или просто оказать поддержку. Я об этом помнил, и когда увидел его - скромного и порядочного парня, старался помочь ему акклиматизироваться в коллективе. Мы не были друзьями, но товарищеские отношения всегда сохранялись. И когда "Динамо" приезжало на сборы в Будапешт, мы с Сергеем всегда встречались. У нас много общего и в жизненных, и в футбольных взглядах.