Стефан Решко: "Верю в то, что договорных матчей нет"
В украинском футболе вновь заговорили о договорных матчах. Основания на это дало письмо ужгородского "Закарпатья", в котором клуб признает факт отсутствия морально-волевых качеств у футболистов, которые в прошлом году проиграли матч "Кривбассу". Как следствие, в позапрошлом сезоне "Черноморец" вылетел из Премьер-лиги...
Корреспондент сайта "Футбол 24" поговорил о купленных матчах со Стефаном Решко, легендарным в прошлом футболистом, ныне возглавляющим контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ. Разговор оказался очень откровенным.
- Как вы относитесь к высказыванию, что в украинском футболе нет договорняков ровно так же, как в Советском Союзе, извините, не было секса?
- Ну вы меня не подставляйте такими вопросами [Смеется, - П.О.]. Я же председатель контрольно-дисциплинарного комитета ФФУ. Верю в то, что договорных матчей нет. По крайней мере идет тенденция к их уменьшению, особенно после скандала вокруг игры "Металлиста" и "Карпат".
- Прокомментируйте, пожалуйста, письмо руководителей "Закарпатья"...
- Это нечто несерьезное. Прошло столько времени. "Черноморец" мог сам решить свои вопросы, если бы победил "Зарю". А сейчас "Закарпатье" извиняется, якобы клуб подставил одесситов. Поэтому мне нравится позиция "Черноморца", который не поднимает шума, ибо клуб все равно вернулся в Премьер-лигу. Это дело напоминает мне дело "Металлиста" и "Карпат". Все было тихо-тихо, а когда возникли финансовые вопросы клуба к футболистам, тогда же всплыли материалы относительно возможного участия игроков в купленом поединке. Все равно мне неприятно, что в нашем футболе говорят о таких явлениях.
- Было ли нечто подобное в чемпионате?
- Современные футболисты изрядно отличаются от представителей моего поколения. Тогда был спорт, а теперь футбол - это бизнес. Конечно, все также хотели хорошо жить, ездить на машинах. Но для того, чтобы заработать премию, надо было показать хороший футбол. Чтобы купить авто, надо было не только попасть в киевское "Динамо", но и обязательно что-то выиграть: чемпионат или Кубок СССР, медаль первенства. Все рвались в "Динамо", но не ради машины или денег. Было престижно!
- Ну а были ли договорные матчи в чемпионате?
- О сдаче матча за деньги речи не было. Мы могли посодействовать украинским клубам остаться в высшей лиге. Вот вспоминаю 1975 год. 14 мая мы выиграем Кубок Кубков, 18 мая играем в Киеве за сборную против Северной Ирландии. И уже 22 мая едем во Львов на матч с "Карпатами". Все уставшие и эмоционально истощены. Нас просят сыграть вничью, чтобы "Карпаты" остались в элитном дивизионе. Мы согласились. Своим мы помогали. Могли помочь "Днепру", "Черноморцу", могли допустить что-то такое на выезде. Максимум - ничью. О поражении никто и говорить не хотел.
Мы лишь однажды подарили аж два очка. Это было в 1977 году. Мы досрочно стали чемпионами СССР. Едем в Тбилиси, грузины нас встречают с хлебом-солью и с вышитым рушником как национальных героев. С грузинами мы всегда жили хорошо. Им нужны были очки для бронзы как кровь из носа. Если не "Динамо" (Тбилиси), то московский "Спартак". Мы посоветовались и решили подарить им победу, чтобы не пустить "Спартак" на пьедестал. Никто из начальства не знал об этом. Если бы узнали, то на игру поставили бы дубль. Выходим на тбилисский стадион "Локомотив", 40 тысяч зрителей нам аплодируют и приветствуют с чемпионством. "Динамо" проигрывает со счетом 0:1, но показывает хороший футбол. Никто не догадался, что мы подарили грузинам победу. Подчеркиваю, мы подарили, а не продали матч за деньги.
- А современные футболисты?
- А их не интересуют интересы клуба. Они ищут лучший контракт. Это задача номер один. Очень мало у нас профессионалов. Образцом для других должны служить Шевченко, Шовковский, Тимощук. У этих ребят на первом плане команда, а уже потом деньги. Когда-то также задачей номер один для футболиста было попасть в "Динамо". Какая ставка? Не было значения. Не было большой разницы в зарплатах. В высшей лиге игрок получал 180 рублей, в первой - 160. Мы отдавались на все сто. И болельщики нас больше любили, чем нынешних игроков. Нас узнавали по ногам, по стилю бега. Люди на верхних ярусах сидели и узнавали каждого. Телевизионная картинка тоже была некачественной, по ней тоже нас узнавали по ногам, а не по лицу. Народ знал каждого героя. И уважал его.
- Неужели современный болельщик не уважает футболистов?
- Что же, когда я не могу назвать основной состав "Динамо". Их в команде 40 футболистов. Многие играют в аренде. А в наше время было 14 игроков, которые воевали на все фронты. Публика знала всех на память. Когда я был ребенком, то знал весь состав "Динамо". Не имел телевизора, Интернета, жил в глухой деревне. Трансляции слушал по радио. Современная молодежь имеет большой доступ к информации, но вряд ли много киевлян назовет основной состав "Динамо". В наше время никто не жаловался на усталость. Мы не летали чартерами на матчи. Долго добирались на выезды. А нынешние футболисты проехали 300 километров до Александрии и по телевидению их за это делают почти героями. Мы играли с командами, которые намного сильнее "Ворсклы", "Оболони" или "Александрии".
- Стефан Михайлович, вы критикуете современных футболистов за то, что они ищут добротный контракт, а не амбициозную команду. Как в ваши времена происходили трансферы? Как вы в 1971 году переходили из "Черноморца" в "Динамо"?
- В 1970-м году одесситы вылетели из высшей лиги. Я был капитаном. В Одессе меня попросили остаться в команде, чтобы не оставили клуб и другие игроки. У нас была задача вернуться в элиту. Предлагали в подарок трехкомнатную квартиру. Меня усердно просит "Динамо". Я категорически отказываюсь. Звонит председатель спорткомитета области и жалуется, что киевский министр дает всем взбучку, что одесситы не отпускают Решко. Еду в Киев на встречу с председателем спорткомитета СССР Владимиром Куликом. Еду с другим намерением: сказать ему в глаза, что не хочу переезжать в Киев.
Иду на прием к Кулику. Слышу от него на украинском языке такие слова: "Все лучшее должно быть в столице: художники, артисты, футболисты. Они должны защищать честь Украины в Союзе". Он так пафосно говорил, что я согласился. Пренебрег интересами "Черноморца" и перешел в "Динамо", хотя там хуже были бытовые условия. И зарплата одинаковая. Меня убедили, что это большая честь защищать цвета Украины. Я, парень из глухого закарпатского села, буду играть в "Динамо"! Это же почетно! А сейчас в "Динамо" идут после долгих размышлений, после того, как изучат условия контракта. И такая ситуация во всех клубах. Сами президенты избаловали футболистов большими деньгами. Парень еще по мячу не ударил, а у него такой контракт, что я за всю жизнь такое не заработал.
Петр Оплив