Дарио Срна в долгу перед своим отцом
Капитан донецкого "Шахтера" Дарио Срна - личность яркая как на футбольном поле, так и за его пределами. В канун финального турнира Евро-2008 английские журналисты изучили историю семьи хорватского футболиста.
Джонатан Уилсон, telegraph.co.uk
Когда Дарио Срна покинул Хорватию и перебрался в "Шахтер", он купил своему отцу "Мерседес". Спустя два года, поиграв в Украине, молодой полузащитник сделал еще один подарок - на этот раз BMW.
"Я знаю, что никогда не смогу отплатить моему отцу за все, что он для меня сделал, - сказал Дарио. - Но я купил для него машины, присылаю ему достаточно денег, чтобы жить нормальной жизнью. Он уже пожилой, и это то, что я могу сделать".
Узеир Срна родился в деревне Горни Стопичи, что в восточной Боснии за год до начала Второй мировой войны. Продвижение немецкой армии было остановлено сербским сопротивлением, деревня находилась недалеко от линии фронта, а потому семья Срны вынуждена была ее покинуть. Летом 1941 года они ошибочно посчитали, что худшее уже позади и вернулись домой.
Однажды ночью в деревню ворвались четники - сербские националистские военные формирования. Все дома были подожжен. Трехлетний Узеир, его брат Сафет и их отец сумели скрыться в лесу. "Моя мама была беременна, - вспоминает Узеир. - Ее и мою сестру сожгли заживо".
Они проследовали по тропе беженцев в Босански Шамац, что на северной границе Боснии, но в суматохе Узеир потерял своего отца и старшего брата. В конце концов, мальчик очутился в Словении, где был принят местной полицией.
Оказавшись в Босански Шамац, отец Узеира устроился в кафе, но вскоре был убит шальной пулей в завязавшейся перестрелке. В отчаянии Сафет поступил на службу в армию, но не терял надежды найти своего брата. Спустя несколько лет командир Сафета рассказал ему о боснийском сироте, который живет в одной из семей в словенском городе Мурска Собота.
При первом удобном случае Сафет отправляется на север, и, невероятно, но тем самым сиротой оказался его брат! Они возвращаются в Босански Шамац, где Узеир, после окончания школы, устраивается на хлебозавод. Впрочем, получив первую зарплату, он покупает билет на поезд и уезжает к родственникам в Сараево.
Теперь он находился там, где проявился его талант голкипера. Узеир начинает свою карьеру в ФК "Сараево", а затем переходит в "Челик" - ведущий боснийский клуб. Правда, только в качестве резервного вратаря. В контрольном матче в Метковиче, что на юге Хорватии, вратарь соперников получает травму и просит Узеира заменить его.
Когда "Челик" вернулся в Боснию, Узеир остался в Хорватии. Потом был неудачный брак, кратковременная поездка во Францию, женитьба на Милке, с которой Узеир живет и поныне… Позже они обзаводятся в Метковиче домом, где и рождается Дарио. Именно поэтому сегодня он играет за сборную Хорватии.
"Даже несмотря на то, что он был очень мал, нельзя было не заметить, что Дарио был очень талантлив", - вспоминает Узеир. Настолько талантлив, что попал в поле зрения "Хайдука" из Сплита.
Правда, проблемы на этом не закончились, и во время продолжающейся войны многие не хотели видеть мусульман в составе "Хайдука". "Это было тяжелое время, - говорит Узеир. - Очень многое тогда зависело от вашего имени. Но худшее заключалось в том, что многие тренеры открыто требовали от меня денег, если я хочу, чтобы Дарио играл. К счастью, мой сын был настолько талантлив, что когда его увидел тренер молодежной команды, они сказали, что Дарио должен остаться". И, что важно для семьи Срны, без денег.
Узеир и Милка продолжают жить в своей старой квартире в Метковиче. Там есть не только два роскошных автомобиля, но и футбольное поле с искусственным покрытием, на котором играют местные ребятишки. "Мой отец и моя семья значат для меня все, - говорит Дарио Срна. - Я не могу забыть, как они страдали, когда пытались найти деньги во время моего пребывания в "Хайдуке". У моего отца была по-настоящему трудная жизнь, и я очень горд, что сейчас он может жить мирной жизнью".