Правда ли, что футбол важнее мамы?
Не знаю, у кого с чем ассоциируется родина, но у меня она точно не ассоциируется с футболом и с тренером нашей сборной Гусом Хиддингом. Не ассоциируется она у меня и с победой Димы Билана на Евровидении. Как писал Лермонтов, «проселочным путем люблю скакать в телеге». Или еще это: «Под говор пьяных мужичков».
В последнее время сильно заколебала тяга высокопоставленных пиар-уполномоченных заполировать мозги дутым величием, которое, якобы, присуще на данном этапе России.
Вопрос о том, с чем ассоциируется родина, и какой ты хотел бы ее видеть – коренной вопрос сегодняшнего общественного сознания. Чрезвычайно дорогой для такой бедной страны футбол с гигантскими зарплатами футболистов, нанятый дорогой зарубежный тренер и… одновременно массовые летние отравления детей в детских оздоровительных лагерях. Страшные диагнозы: менингококк, энтеровирус, дизентерия – все это от неправильного приготовления пищи, просроченных продуктов, от грязи, от общего бескультурья.
И…Олимпиада в Сочи, на которую решено угрохать гигантские миллиарды долларов.
Какой-то африканский путь самозабвения в наркотическом дыму. Так думаю не одна я.
«Наши выиграли у голландцев. Сейчас все пойдут с флагами ездить. У нас почти нет шоссе с разделителями, у нас трассы не оборудованы светоотражателями, у нас половина дорог без разметки, у нас сбивают людей на зебрах. Но зато мы уже выписали из Голландии футбольного тренера. А могли бы выписать из Голландии специалиста по строительству дорог. Бля буду, у него зарплата меньше двух лимонов в год?» – написал у себя в дневнике известный деятель Рунета Артемий Лебедев.
Не удивлюсь, если город Магнитогорск станет первым городом России, где пройдет гей-парад. А что? А ничего. Смешно все это. Я испытываю радость от хорошей игры в футбол. Мне приятно, что российские футболисты стали отчетливее перебирать ногами на поле, и уже почти точно передают друг другу мяч. Мне нравится, как самоотверженно работает вратарь. Но я часто езжу по своей стране и часто езжу по другим странам, и имею неприятную особенность сравнивать нашу страну и другие. И сравнение это не в пользу нашей страны. У нас безобразны даже те города, которые как бы «с деньгами», то есть в которых одно-единственное градообразующее предприятие не задерживает зарплату. Дороги в них – колдобины. Гостиницы чрезвычайно дороги и при этом ужасно провинциальны. И крайне редко встретишь приметы настоящего развития. Жилой сектор строился в первой трети прошлого века – одновременно с градообразующим промышленным предприятием. Поэтому жилой сектор – серый, пятиэтажный, рябой на лицо. Он такой и с фасада, и с тыла. А внутри – подъезд, крашенный зеленой масляной краской.
Впрочем, некоторые приметы европейского развития имеются. Мы хватаем прямо на лету самые острые идеи, если только они не касаются наведения порядка и чистоты, если они не связаны с высокими или даже низкими технологиями. Вот, недавно, в промышленном городе Магнитогорске, который, кстати, подарил нам известную хоккейную команду «Металлург», увидела примету демократии – сеть кафе для геев под общим названием «Чайковский» и завлекалкой «Мы не такие, как все». Говорят, что идея создания этих кафе принадлежит пресс-секретарю мэра города Магнитогорска, который и сам не чужд некоторых слабостей. За два года у руля города мэр Магнитогорска только и успел отметиться карнавалами, ради которых сам переодевался в экзотические одежды, да поощрить создание сети гейских кафе.
Все звенья одной цепи под названием «уход в никуда».
Высказывание Артемия Лебедева в ЖЖ вызвали весьма оживленную дискуссию на тему, что есть национальная гордость. Дискуссия весьма своевременная. Она, кстати, захлебнулась в тот момент, когда Россия из кожи вон лезла, чтобы получить проект Олимпиады в Сочи, хотя назревала и тогда. Желающим предложить другие проекты быстро заткнули рот.
«Даже нищий римский голодранец испытывал чувство гордости, потому что мог сказать civis romanus sum1 (Я - римский гражданин).
Даже если я быдло, ноль, баран, зато сборная моей страны победила, и я получаю иллюзорное компенсаторное удовлетворение, радость, гордость, смысл, не имеющие никакого реального отношения ни к моей индивидуальной жизни, ни к реальной действительности моей страны. Пусть мы живем как скоты, зато мы Гагарина отправили в космос. Пусть мы не сравнимся с Голландией по качеству жизни, по социально-экономическому развитию, по правам и свободам человека, зато "мы" (под руководством голландского тренера) выиграли в футбол и теперь можно всю ночь бухать и орать "ра-си-я", утром просыпаясь в куче грязи у разбитого корыта. Почему то, что происходит в Австрии и Швейцарии или на каком-то Евровидении важнее того, что происходит в собственном зассанном подъезде, в собственной семье, городе, стране? Бегство от реальности. Психология стада ничтожных баранов. Патриоты ебучие, которые с радостью подставляют свои жопы имеющим их политиканам, сливаясь стадом в экстазе, приобщаясь к чему-то большему. А когда эта самая Расея в виде ментов, чиновников или гопоты будет е--ь отдельного несчастного конкретного барана, вопить будет бесполезно - стаду будет наплевать, оно будет радоваться очередной иллюзорной "победе". За что гордость? Только Человек важен, а не ебучие страны, нации, патриотизмы и придуманные победы. March of the pigs», - пишет юзер subtle_, которого я, к сожалению, не знаю, но который совпал со мной по мироощущению. Я только опустила пару его крепких выражений насчет флага и других атрибутов государственности – боюсь столкновения с законом. Боюсь, что манера развития у нас избрана странная: первым идет второстепенное. А до первостепенного никогда не доходят руки. Может быть, потому, что у нас в стране перебор специалистов по пиару, а во всем остальном – недобор?
Впрочем, есть мнение, что примитивные эмоции, которые будит победа в футболе, или, вдруг, в хоккее, - они тоже нужны человеку, и особенно человеку из отсталой страны, которая во всем остальном твердый аутсайдер. Именно стадное чувство гордости, которое высвобождает в нас победа национальной команды в спорте, как надувной шарик подхватывает человеческую особь и несет, несет ее над землею, давая ощущение высокого, которое ему не в состоянии обеспечить его повседневная жизнь, в которой у него нет побед. Никогда нет.
Как-то мне довелось присутствовать на политической дискуссии в клубе, где между собой дискутировали Ирина Хакамада и один из деятелей молодежной политики, которому удалось в дальнейшем, благодаря умению засадить звонкую фразу, стать депутатом Госдумы по списку «Единой России», кстати, по странному совпадению, именно по магнитогорскому списку, хотя он этому городу и не прямая родня. Базары шли по поводу того, какой кто хочет видеть Россию. Молодой политик во все горло заорал, что желает жить в бескрайней империи от моря до моря и мыть ноги в Индийском океане, а Ирина сказала, что хочет видеть Россию удобной страной, где поезда ходят по расписанию, а старушки не просят милостыню у вокзала. Тусовка, которая пришла поддержать своего молодого вождя, взревела от счастья, услышав слова об империи, а Хакамаде долго улюлюкала – конечно, кому нужны поезда по расписанию! Главное – помыть ноги в Индийской океане.
Современная Россия, которая никак не догонит Португалию по уровню жизни, хочет быть великой, ищет поводы для национальных праздников, хочет без конца говорить о массовом героизме во время войны, примазываясь к подвигу предков. Но одновременно она плевать хотела на отдельного человека и никогда не изумляется тому, почему в нашей стране так позорно быть пенсионером или вдруг заболеть. Или упасть и сломать ногу. Или попасть в армию, а там – под прессинг старослужащих.
Вот такие мысли по поводу наших побед.
Елена Токарева