Олег Орехов: "Матузалем и Срна мне помогали, а Милевский - дулся"
Украинский арбитр Олег Орехов рассказал о том, как у него складывались отношения с футболистами во времена его судейской карьеры, а также изложил свое мнение о квалификации Виталия Годуляна.
- Были ли у Вас ситуации, когда уже после свистка понимали, что приняли ошибочное решение?
- В каждой игре бывают такие ситуации. Но для себя я сделал такой вывод, что нельзя исправлять ошибки. Её можно исправить только в том случае, если в центре поля дал штрафной не в ту сторону или аут не в ту сторону показал. Всегда ногу кто-то оторвёт. Были ситуации, когда я не назначал пенальти, а потом это осознавал.
- Как Вы относитесь к ситуациям в матчах "Днепр" - "Металлист" и "Динамо" - "Днепр", когда судья указывал на центр, а затем отменял забитый гол?
- Это нормально. Можно отменить мяч до следующего действия. Вот я назначил штрафной, а мне ассистент подсказал, я имею право изменить решение до ввода мяча в игру. Главное, чтоб истинно было правильное решение. Одно дело назначить, потом отменить, а это было более неправильно. Это ж как карточки: ты даёшь "жёлтую", а это оказывается красная, то лучше вообще отменить это решение.
- В любом случае это провоцирует конфликт - драки, протесты. У Вас были подобные ситуации?
- Стычка была, когда Матузалем за "Лацио" помог разобраться в конфликте. Стычка была, но не более. В Украине такого не помню. Обычно запоминается только хорошее.
- А прерывали Вы матчи из-за форс-мажорных обстоятельств?
- Матчи не прерывал, но доводилось ждать некоторое время из-за того, что поле было заброшено ленточками.
- Были ли у вас в Украине удобные команды, которые приятно судить?
- Тут зависит от арбитра. Каждая команда и каждый футболист понимает, кто есть кто. Мне было очень комфортно судить "Закарпатье", когда его тренировал Калитвинцев. В его работе никогда не уделялось внимание тому, что свистнул или не свистнул, т.е. его команды никогда не были агрессивными. Долгое время я работал в Федерации, и со многими выезжал в составе делегации, поэтому было очень сложно принимать решения. Арбитр - это карающий меч.
Тимощук ночевал когда-то у меня дома. Потом я встретил его на сборах, когда он играл за "Зенит". Постояли, поговорили. На 12-й минуте я показал ему жёлтую карточку, когда судил их игру. Журналист после игры подходит, спрашивает: "Вот до матча стояли, обнимались, а на 12 мин. уже жёлтую..". Сложно было переключаться от того, что здесь ты нормальный человек, а там нужно поступать жёстко.
- Т.е. имена не влияют на судейство?
- Имена не влияют на судейство, они влияют на дисциплинарное наказание, некоторые шалости могут им прощаться. Люди, которые добились чего-то, им можно простить, потому что это не переходит в хамство, это есть личности. Т.е. я всегда говорил, что если простой человек изнасиловал, то его посадят на 15 лет, а если "звезда" - то в законе всегда найдутся дырки.
- А не бывает ли таких ситуаций, когда, грубо говоря, Шевченко, упал в штрафной, просит пенальти, а вы не увидели эпизод, и ставите пенальти только по тому, что это Шевченко?
- Нет, это нельзя делать. Только если он подойдёт что-то спросить, то можешь ему объяснить, т.к. ты уважаешь эту личность. Или нарушение, которое на грани жёлтой карточки, ты можешь не дать в силу того, что игрок извинился, и он не хотел этого делать. Вот такие мелочи можно простить. А если, как вы говорите, давай пенальти, то ты теряешь авторитет как арбитр.
- Вот если тот же Шевченко не умеет "рисовать", то окажись в данной ситуации Милевский, есть на подсознательном уровне влияние личности?
- Оно может служить как в пользу Артёма, так и нет. Я много судил товарищеских матчей, когда он был ещё юношей, всегда получал либо "жёлтую", либо красную, либо его меняли. После дулся на меня. Но я говорил, что только хотел, чтоб ты был более умный и не повторял этих ошибок. В товарищеских матчах красная карточка была с правом замены, но судья, просматривая матчи перед игрой тех команд, которые будет обслуживать, увидит, что Артём часто падает без нарушений, судья может дать "жёлтую" за симуляцию - это минус для Милевского, но, с другой стороны, игрок, часто падая, может спровоцировать арбитра назначить штрафной в ситуации, которую он не совсем видел.
- Общаетесь ли Вы после матча с игроками? Объясняете свои решения?
- У нас не было запретов. Как-то судил матч в Симферополе, запомнил именно этот город, т.к. был через 2 часа у Шустера в студии, я не стеснялся, что ошибся, не боялся в этом признаться. Есть люди, с которыми трудно разговаривать. Был нападающий в "Днепре", Корниленко, с ним невозможно общаться, только методом "жёлтой" карточки. А вот тот же Ротань или Срна помогали мне при судействе.
- Как Вы караете нецензурную брань?
- Есть же разные случаи. Если в борьбе в контексте большого стадиона, то на это не стоит обращать внимания, но если ты принял какое-то решение, а человек тебя оскорбил, то такое прощать нельзя. Сегодня при больших возможностях телевидения завтра любые слова ты увидишь на экране.
- Тренеры часто подходят после матча выясняют, почему так, а не иначе?
- Больше на себя эти функции берёт делегат. Он просматривает эти эпизоды, тогда могут зайти представители и т.д. Потому что после игры человек не может осознать, почему он сделал ту или иную вещь, нужно время на переосознание.
- Со многими тренерами, футболистами поддерживаете дружеские отношения?
- Я со всеми в хороших отношения, но чтобы поддерживать дружеские отношения - нет.
- С Тимощуком?
- Был на "Зенит" - "Бавария" - 4-0, был на финале кубка УЕФА. Я не то, чтобы поддерживаю, мы просто в хороших отношениях. Т.е. мимо друг друга проходить не будем, и он никогда не скажет, что ты бандит и про тебя писали такое-то, я не хочу с тобой разговаривать... С Ворониным хорошие отношения.
- Что Вы думаете о квалификации Годуляна, и знаете ли, что среди болельщиков слово "Годулян" стало синонимом предвзятого судейства?
- Виталик вообще личность яркая и специфическая. Он арбитр высокого уровня, всегда судил сложные игры "Днепр" - "Динамо", "Шахтёр" - "Металлист" - матчи повышенного внимания. И если ошибка в других матчах кому-то прощается, то в таких матчах, даже если это не ошибка, она раскручивается по-разному. Это PR матчи, где каждый хочет найти чью-то вину, создавая ажиотаж. К арбитрам высокого уровня, которые обслуживают сложные матчи, всегда непростое отношение. Цена ошибки возрастает. Считаю Годуляна хорошим арбитром, просто в одной игре не каждый решится дать 3 красных карточки и 4 пенальти. Для этого тоже нужно иметь характер.
- Кого Вы сейчас считаете лучшим судьёй Украины?
- Есть и молодёжь неплохая - Вакс, Арановский, Бойко. Из старой плеяды… Не могу сказать, что кто-то из них хуже, со всеми дружу. Образцом для профессионального отношения для меня всегда был Шандор. Я его просил, он ездил четвертым, мне подсказывал. И Ищенко Игорь, и Годулян Виталик, и Витя Шевцов - очень хорошие арбитры. И Деревинский, который достаточно опытный, как футболист поигравший немало. Все арбитры заслуживают этого. Но с приходом молодёжи кому-то придётся уйти, спорт - это большая конкуренция.