Униженный и оскорбленный
«Манчестер Сити» в восторге от покупки Робиньо, но и «Реал» не менее счастлив от его продажи. Все довольны, все смеются, кроме бразильца. Обозреватель The Guardian Сид Лоу отвечает на вопрос, как «новый Пеле» превратился в Испании в «нового Денилсона», и заключает: даже для новых денежных владельцев «горожан» приобретение Робиньо – громадный риск.
Итак, Робиньо на «Истлэндс». До сих пор в голове не укладывается. Обладающий набором ослепительных трюков, пышущий поистине бразильской энергетикой футболист, которого нарекали королевским прозвищем «новый Пеле», сменил самый успешный в мире клуб на уже более тридцати лет ничего не выигрывавшую команду. Так и ждешь, что сейчас вот-вот спустится с небес дух Джереми Бидла (известный британский телеведущий юмористических программ – прим. Sports.ru) – и объявит произошедшее искусным розыгрышем. Но если сам факт перехода Робиньо в «Манчестер Сити» кажется неправдоподобным – что только подчеркивает его огромное желание покинуть «Сантьяго Бернабеу», то кое-кого в Испании еще более удивило то, что англичане заплатили за него 32,5 миллиона фунтов.
Как известно, первоначально Робиньо планировал продолжить карьеру в «Челси», мотивируя свое желание тем, что стать лучшим игроком мира в Мадриде он уже не мог. Так и подмывает спросить: «Ой ли?! А в Манчестере сможешь?»
Робиньо, бравший «Сантос» нахрапом, а защитников – «за яйца», прибыл в «Реал» блистательным нахаленком, и его дебют оправдал все ожидания. Выйдя на замену в стартовом матче сезона-2005/06, он был неподражаем, каскадом оригинальных финтов в одиночку уничтожил «Кадис», вынудив его директора, бывшего нападающего «Ливерпуля» Майкла Робинсона сделать комплимент: «То, как один человек за двадцать минут полностью «раздел» мою команду, радовало глаз». А один из заголовков просто провозгласил: «И Бог создал Робиньо!»
Но Бог покинул его – свой премьерный футбол Робиньо больше не показывал. Он был «новым Пеле», а стал «новым Денилсоном» – олицетворением дорогостоящего провала и бессмысленных финтов. А его фирменный переступ или, как его называют в Испании, «велосипед» из объекта обожания превратился в посмешище.
Проблески гениальности, впрочем, случались. Именно Робиньо внес основной вклад в невероятное чемпионство «Реала» в сезоне-2006/07. А в прошлом году, во время потрясающей 10-матчевой серии «сливочных», позволившей досрочно завоевать золото, он был, бесспорно, лучшим игроком команды и даже, возможно, всей примеры.
Но этого оказалось мало. Картину от 11 голов в 27 матчах первенства Испании и 4 забитых мячей в 6 встречах Лиги чемпионов испортила травма. Если бы не она, безжалостная мадридская торсида придралась бы к чему-то другому – так было всегда. Да, Робиньо действовал большей частью на фланге, нежели «под нападающим», но яркой стабильной игры от него ждали всегда, а получалось – от случая к случаю.
В первых двух сезонах в его активе было лишь 15 голов в 83 играх. По версии одной промадридской газеты, он ни разу не вошел в десятку лучших футболистов Ла Лиги, заняв в итоговом рейтинге-2006/07 лишь 75-е место. Средняя оценка Робиньо по десятибалльной шкале Don Balón никогда не превышала «6». Стоит ли теперь удивляться, что, согласно опросу Marca.com, более 80% болельщиков «Реала» рады его уходу.
Грандиозные концерты и вправду закатывались редко. В топ-матчах Робиньо, как правило, выпадал из игры, а один из колумнистов AS и вовсе «не помнит ни одного приличного выступления Робиньо на «Камп Ноу», «Сан Мамес» или «Месталье». Все дело в том, что его, легкого, как перышко, нетрудно запугать; этим недостатком английские фанаты воспользуются с куда большей готовностью, нежели испанские.
Робиньо наверняка возразит, что он вынужден был играть не на своей позиции и что с ним обращались не так, как нужно. Ударный отрезок прошлого сезона он выдал лишь после того, как в конфликте, вызванном поздним возвращением со сборной (поговаривали, что, покидая вместе с «селесао» ночной клуб, Робиньо попросил вышибалу раздобыть 40 презервативов), Бернд Шустер оказал ему полную поддержку. Но душевная теплота на «Сантьяго Бернабеу» – большая редкость.
А сразу после закрытия летнего трансферного окна президент «галактикос» Рамон Кальдерон поведал, что пошел на продажу Робиньо сугубо из гуманных соображений: «Футбол тут ни при чем. Эмоциональные проблемы Робиньо оказались серьезнее, чем мы думали – на наших глазах он буквально рыдал». Вот в этом и вся суть: маломальская возможность сохранить лицо для Кальдерона куда важнее психического состояния бразильца.
Раньше Робиньо раздавал автографы с улыбкой на устах. Но постепенно она стала исчезать, а вместе с ней угасал и сам вингер – до такой степени несчастливый, что большую часть прошлого сезона, избегая прессу и фанатов, он покидал тренировочную базу в Вальдебебасе через заднее окно.
Он стал ощущать себя покинутым, одиноким и униженным. Когда спортивный директор «сливочных» Предраг Миятович публично заявил, что перед утренними тренировками в раздевалке пахнет алкоголем, все подумали на бразильца. Робиньо почувствовал себя брошенным на амбразуру, ему казалось, что Миятович хочет вытравить его из команды. Между тем введение более жесткого режима на «Сантьяго Бернабеу» и уход Роналдо с Роберто Карлосом, как это ни странно, положительно сказались на его игре, но оставили без союзников. Вдобавок кое-кому из одноклубников не нравилось его отношение к работе.
Так же, как и некоторым болельщикам; Робиньо как никто другой мог не только заставить их вскакивать со своих мест, но и привести в ярость. Неудачные трюки на футбольном поле сопровождались свистом и улюлюканьем, вздохами и округленными глазами зрителей. Публика и раньше-то не шибко жаловала бразильца, а тут и вовсе стала задаваться вопросом: а что если проблема не в клубе, а в нем? В конце концов, Зинедина Зидана и Альфредо Ди Стефано «Реал» не обижал.
Печальный опыт бурных взаимоотношений Роналдо с болельщиками еще был свеж в памяти Робиньо, почувствовавшего с их стороны несправедливое отношение. Но клуб третировал его еще хуже. Он был одним из самых низкооплачиваемых игроков «Реала» – больше него зарабатывал даже Ройстон Дренте, проведший в прошлом сезоне на 20 матчей меньше, чем бразилец. Попросив прибавку к жалованью, Робиньо нарвался на отказ, в то время как другие – Гути, Рауль, Касильяс и даже Диарра – своего добились. Больше того, стало известно, что клуб рассматривает его в качестве разменной монеты в потенциальной сделке с Криштиану Роналду. Робиньо полагал, что Кальдерон хочет избавиться от него, как от наследия прежнего босса «галактикос» Флорентино Переса.
И только после того как окончательно стало ясно, что Роналду никуда не перейдет, «Реал» начал переговоры с Робиньо. Но было поздно: решительно настроенный на смену клуба бразилец уже вовсю договаривался с Луисом Фелипе Сколари. А когда «сливочные» открыто пожаловались, что он поступил непорядочно, потребовав вольную лишь за пять дней до старта сезона, Робиньо не мог поверить своим ушам: об этом он предупреждал клуб еще пять недель назад! Мосты, таким образом, были сожжены раз и навсегда, и ему пришлось уйти. Пусть даже и в «Манчестер Сити». Выбор не из легких, но другого не было.
Лучший игрок последнего Кубка Америки, на родине популярность жутко одаренного Робиньо всегда была выше, чем у Роналдиньо. Новые хозяева «горожан» купаются в деньгах и могут позволить себе риск – то, чем покупка Робиньо собственно и является.