Заваров: "Надеюсь, что "Шахтер" начнет побеждать"
На сайте СпортОбоз прошла онлайн-конференция с главным тренером киевского "Арсенала" Александром Заваровым. Вашему вниманию предлагаются некоторые выдержки конференции с наставником канониров.
- Хотелось бы услышать ваш прогноз на матч Лиги чемпионов "Шахтер" - "Спортинг"… (конференция проходила вчера - Ред.)
- Я – оптимист, и я надеюсь, что "Шахтер" в конце концов начнет выигрывать, как и "Динамо" (Киев). Чем больше команд будет у нас представлено в Европе в 1/8, в четвертьфиналах, в полуфиналах, тем будет лучше для всей страны, и люди отвлекутся от проблем, которые происходят у нас, от финансового кризиса, который подкрался незаметно, хотя об этом говорили еще полгода назад те же американцы.
У нас на Украине, думаю, большинство людей его не ощутили, потому что как таковых средств нету, так что, о чем говорить? Но я думаю, что каждый человек беспокоится о своем благополучии – это нормальная вещь. У меня все нормально, потому что я не гнался за большими деньгами. Я не покупал телефон за миллион долларов, а покупал за 500 гривен. Соответственно, 500 гривен у меня есть, а миллиона не будет, потому что телефон стоит 500 гривен.
- Как долго планируете задержаться в "Арсенале"?
- Конечно, я бы уже давно мог уехать, но я остался в Киеве – не потому, что это мой город, я здесь играл или потому, что это столица. Я пригласил игроков, которых не мог оставить. Взять, развернуться и уйти, а люди тут останутся. Придет новый тренер, будет что-то выдумывать… Я это не могу себе позволить.
А насчет будущего – жизнь покажет. Контракт у меня до 2010 года. Тренерская должность – не вечная должность. Это зависит не только от моего хотения, но еще и от президента, и от акционеров. Если две точки зрения, - моя и президента, - сходятся в том, что мы должны расстаться, - нет вопросов. Если наши две точки зрения сходятся в том, что мы делаем дело, работаем, - соответственно, остаемся работать.
Никто не может вечно работать в одном клубе. Хотя, когда тренер работает долгие года в одном клубе, у него немножко замыливается глаз и чего-то он уже не замечает. Он становится заложником перед футболистами – он много лет с ними прошел, его уже нельзя отстранить и взять другого, - это уже не футбольная работа, а не то, что хотелось бы.
- Куда пропал разрекламированный и не сыгравший за "Арсенал" ни одной игры Жуниор Пинту?
- Я скажу честно: по всем параметрам он нам подходил, но ему пришло другое предложение из Бразилии, которое его больше заинтересовало – зачем человека удерживать? Тем более, что клуб вернул всё и получил еще добавку к этому. Я не имел права его не отпустить.
- Каких исполнителей хотели бы видеть в своей команде (только желательно реальных футболистов, которые могли бы присоединиться к команде, а не "мифические" Кафу и Диего Тристаны)?
- (смеется) Все зависит от средств. Президент может выделить любые средства, но хочет или не хочет – вот в этом вопрос. А потом уже можно найти средства и для того, чтобы брать игроков, которые бы были собственностью "Арсенала". Сейчас такой возможности нет, и я согласен с президентом – пока не будет того, что было ему обещано, нет смысла увеличивать свои растраты.
- Александр Анатольевич! Мне кажется, команда "Арсенал" в этом сезоне зубастая, хваткая, с огоньком. Скажите, какие конкретные задачи стоят перед Вами, перед командой в целом? Мое мнение, что "Арсенал" вполне может претендовать на место в первой шестерке. Только бы сами игроки в это поверили.
- В том году мы заняли шестое место – играли нормально, проиграли только "Шахтеру". Мы не проигрывали месяца четыре. Потом ушел наш главный бомбардир – Селезнев. Было много потерь. Потом начали сезон более-менее удачно, потом обратно потери – травмы у наших ведущих игроков. Это помешало нам набрать больше очков, чем у нас сегодня есть.
Конкретно задача не стоит, но стоит задача остаться в высшей лиге, а там уже по возможности – чем дальше по турнирной таблице, тем лучше. Сейчас какой-то такой период настал – видно, бабье лето мешает нам набирать очки (смеется).
- Меня как болельщика очень раздражает неопределенность с клубной ареной...
- Те, кто работают со мной три года, уже со всем смирились. Новые игроки переживают это. Но, приходя сюда, они знали эту ситуацию. Это их выбор, их силком сюда никто не тянул. Они сами решили, что они будут играть в "Арсенале" - теперь пусть терпят. Конечно, неприятно, когда-то гривну мы стоили (в свое время предыдущее руководство "Арсенала" продавало клуб за одну гривну – Ред.), когда командовал кто-то, не имеющий на это права, - кого-то назначал, кого-то убирал, решал – едем мы или не едем… Это всегда раздражало. И сейчас, когда Вадим Рабинович купил команду, мы сели за стол и обсудили всю нашу ситуацию.
Клуб, не имеющий стадиона, не имеющий футбольных полей, не имеющий тренировочной базы, не имеющий своего зрителя – это мертвый клуб. Я, как тренер амбициозный, хотел бы большего, но я смирил себя, потому что не могу подводить человека, которому что-то обещали, а потом не дают. А вкладывать деньги только в футболистов, наверное, неправильно. Нужна основная база, от которой можно было бы отталкиваться.
- Почему, кроме Луческу и отчасти Семина, никто из иностранных специалистов не добился больших успехов в нашей стране?
- Вы представляете, в каких командах они работают? Где есть все средства и все условия. Наверное, чего-то не хватило или не разобрались в наших традициях. Я тоже пришел наивным ребенком. Никак не мог разобраться, что я проигрываю и проигрываю (смеется).
- Если предоставился шанс, вы бы пошли работать в "Динамо" или "Шахтер", понятное дело, на должность главного тренера?
- Это вопрос сложноватый, но я бы хотел, чтобы "Арсенал", как команда, рос, и я вместе с этой командой, чтобы мы добивались нормальных результатов, которые при нормальной обстановке мы можем иметь. А там жизнь покажет. Надо мечтать о чем-то хорошем, хотя, имея в руках хорошее, надо мечтать о еще чем-то хорошем.
- Скажите, почему Селезнев у вас в команде забивал и был лидером, а в "Шахтере" потух и выполняет второстепенные роли? Похожая ситуация с Лысенко - у вас он начал забивать, а уйдет в "Динамо" и наверняка потухнет! У вас есть какой-то секрет работы с молодыми игроками?
- Какой секрет? Доверие к молодым людям – пусть играют в футбол. Если бы у меня была возможность, то я выкупил бы их и они поиграли бы в "Арсенале". Но такой возможности нет – потому что ни "Динамо" (Киев), ни "Шахтер" не продают их, потому что видят в них перспективу. Но видеть перспективу – одно, а давать шанс – это совершенно другое. Когда "Динамо" и "Шахтер" не дают игрокам шанса для того, чтобы они играли… Это не то, что ты сыграл одну игру и потом ты молодец. Надо отыграть сезон – уверенно, постоянно, позабивать мячи, как нападающему, и потом уже можно о чем-то говорить.
- Как вы оцените такую ситуацию: "Динамо" и "Шахтер" скупают молодых игроков, а потом они там прозябают на лавке. Помните, сколько погибло талантов! Одних вратерей в "Шахтере" столько... Достаточно вспомнить Шуста. Как бороться с такой ситуацией? Как спасать молодежь?
- Мне, как бывшему футболисту, жаль тех молодых футболистов, которые не попадают в основной состав и даже в дублирующий. Не скажу, что это очень большой бизнес – сдавать игроков в аренду. Например, у нас Селезнев был в аренде у "Шахтера", но это не те суммы аренды, на которых можно разбогатеть.
Если бы у "Арсенала" были возможности не только для основного состава, но и для организации детских интернатов… Плюс к этому тренера должны думать не о сегодняшнем дне, как удержаться на своем посту, но должны глобально думать о клубе. Это нормальная вещь, которая от главного тренера требуется.
Все предпочитают пойти в "Динамо" (Киев) или в "Шахтер", но я скажу, что сейчас они достаточно переполнены кадрами. Я не хочу сказать, что я не советую туда идти, но просто другой альтернативы в Киеве нет. Все родители ведут детей в "Динамо" (Киев), у которых на одно место по 5-10 человек. Надо быть супер-талантливым, чтобы пробиться туда, и тренера тоже должны быть супер-терпеливыми, чтобы подождать, когда игрок проявит себя.
- Читал недавно интервью Симоненко. Есть пару вопросов по нему. Скажите, действительно ли (все со слов Симоненко): половина игроков дубля на тренировках просто отбывают номер; такие ужасные условия для тренировок, что после пробития штрафных приходиться полдня мячи футбольные в лесу и в зарослях крапивы искать; игроки боятся играть и тренироваться потому, что боятся получить травму и быть выброшенными из клуба без лечения и любых денежных компенсаций?
- Я думаю, что Симоненко ни разу не видел, как тренируются игроки дубля, потому что мы тренируемся в одно время – они тренируются на ЦСК, а мы на 19-м километре. Молодые люди, которые приходят, полностью отдаются. Они стараются на тренировках. Получается – не получается – это уже другой разговор. Но они стараются, они хотят играть в футбол, потому что они еще не наелись ни деньгами, ни славой, ни всем остальным.
Симоненко шел сюда, он знал, какие условия у нас есть – это его выбор. Он мог не уходить из "Черноморца", а оставаться там. А раз уж он пришел, то терпи – все терпят. А насчет мячей… Да, у нас лес рядом. Но он хоть раз полез в крапиву? Думаю, что нет. Потому что у нас есть достаточно врачей, массажистов, охранников и плюс работников базы, которые ходят с вилами и с лопатами и достают мячи. Это даже хорошо – они полезут за мячом – выходят с мешком грибов.
Футбол – это контактная игра. В пляжном волейболе, на песочке и то можно ножку поцарапать. А футбол – это мужская игра, которая предполагает то, что можно получить травму. Редкий футболист, который не получал травм – я, например. Да, поле иногда плохое. Но травма – это не говорю, что нормальная вещь, но это может быть с каждым человеком.