"Харламов часто повторял: "Чтобы о тебе вспомнили, надо умереть"
Вдова пятикратного чемпиона мира по хоккею, двукратного Олимпийского чемпиона Владимира Крутова - Нина - вспоминает мужа и многих былых звезд советского хоккея.
- Володя долго себя корил: "Если б я так быстро не выздоровел, Валера бы полетел на Кубок Канады и избежал аварии…" Хоть мы все ему объясняли: "При чем здесь ты? Это судьба". У Харламова с Крутовым солидная разница в возрасте - 12 лет, но они мгновенно сблизились. Наверное, потому, что оба - добрые, бесхитростные, исключительно порядочные. Валерка был ему как старший брат. Мы дружили семьями, отдыхали на их даче.
Сборная уже улетела на Кубок Канады, звонит Ира, жена Харламова: "Мы на дачу. Давай с нами". А я только из больницы вышла, неважно себя чувствовала. Отказалась. Ира говорит: "Ладно, в понедельник утром приедем. Ты в садик сына отведи - и ко мне. Посидим, устроим девичник. У Валеры в это время тренировка".
- От кого узнали о трагедии?
- Я отвела Дениса в сад, где сама работала. Неожиданно туда дозвонилась мама: "Срочно домой". Я удивилась: "Мам, предупредила же, что еду к Ире, у нас девичник". - "Ты мне нужна на минуту". Возвращаюсь - мама стоит с "Беломором", который всю жизнь курила: "Набери Ольге Цыганковой". Она и сообщила, что Харламовы разбились. Вскоре Вова позвонил из Канады.
- Он был уже в курсе?
- Да, но я об этом не догадывалась. А сказать - боялась. Пару минут говорили ни о чем. Потом Вова тихо произнес: "Нин, я знаю про Валеру". И я разрыдалась в трубку… Когда сборная заселилась в канадскую гостиницу, по телевизору уже шли кадры с участием Харламова, показали его портрет в траурной рамке. Наши сначала решили, что это провокация.
- В каких обстоятельствах помнится вам Харламов?
- С Валеркой множество историй связано. Как-то из поездки они привезли двухкассетник. Вова положил его на плечо, врубил музыку - и мы втроем поехали за Ирой на проспект Мира. В подъезде говорю: "Выключи магнитофон". А Валерка улыбается: "Не стоит. Я на Крута смотрю - и себя в молодости вспоминаю". Между прочим, при всем миролюбии Вова за Харламова мог любого разорвать. Был эпизод в ресторане "Союз"…
- Что за эпизод?
- Мы танцевали, и Валера случайно задел какого-то приблатненного мужика. Извинился - но тот закипел, уже в драку лезть готов. А Вова в сторонке стоял. Услышав шум, прибежал, всех растолкал и орет: "Ты что делаешь - это же Валерий Харламов!" А в зале полумрак, ничего не видно. Мужик пригляделся - сразу расцвел. Кинулся обниматься.
- Многие хоккеисты не представляют Харламова в сегодняшней жизни. А вы?
- Я тоже. Он, кстати, часто повторял: "Чтобы о тебе вспомнили, надо умереть". Странно, да? Мне кажется, если б Валера был жив, он бы, как Вова, оставался невостребованным. У него чистая душа - а такому человеку дико сложно приспособиться к этой стервозной, продажной жизни. Люди обмельчали, думают только о деньгах, ради них легко подставляют и предают друг друга. У меня ощущение, что последние годы Володя не жил - мучился. Его угнетали несправедливость, жестокосердие. Мне и батюшка толковал о том же после похорон: "Я видел Владимира Крутова незадолго до смерти по телевизору. У него были добрые, искренние, но очень усталые глаза. По-моему, он просто устал жить".
Полностью интервью - в рубрике "Разговор по пятницам" газеты "Спорт-Экспресс"