Матвей Бобаль: "В Премьер-лиге мне будет играть даже легче"
Матвей БОБАЛЬ – первый "зимний" новичок "Таврии": по окончании осенней части сезона теперь уже экс-нападающий симферопольского ФК "ИгроСервис" подписал двухлетний контракт с главной командой полуострова. Правда, таврийским новичком воспитанника ужгородского футбола можно назвать с большой натяжкой: шесть лет назад, будучи еще совсем юным игроком, Бобаль уже пробовал свои силы в "Таврии", но закрепиться тогда в команде ему не удалось.
Сейчас, уже в ранге лучшего бомбардира первой лиги двух последних сезонов, Матвей настроен куда более решительно: он не только собирается пробиться в основной состав флагмана футбола автономии, но и стать его лидером.
Потомственный футболист
Матвей Бобаль – можно сказать, потомственный футболист: его отец – Матвей Бобаль-старший – оставил заметный след в отечественном футболе – выступал за молодежную сборную СССР, защищал цвета киевского "Динамо", запорожского "Торпедо", львовских "Карпат". Именно отец подарил нашему герою первый в его жизни футбольный мяч.
– На четырехлетие папа сделал мне замечательный подарок – купил настоящий футбольный мяч, – вспоминает Матвей. – И мы сразу же пустили его в дело: отец стал в импровизированные ворота, а я пытался забить гол. Папа к тому времени завершил игроцкую карьеру, пробовал себя в судействе. Естественно, мы часто с мамой ходили на стадион. Я, хоть и был маленьким, уже даже пытался взрослым футболистам мячи подавать (смеется). У меня было счастливое детство: вслед за мячом мне купили детские бутсы и (мечту всех мальчишек двора!) настоящую (фирменную!) форму "Барселоны". А до сих пор за басков, кстати сказать, болею!
– Чем игра этой команды тебя привлекает?
– Всем! Игра у них зрелищная: в мелкий пас, в пас на третьего… А еще "Барселона" много забивает. Прям как когда-то бразильцы: вы забьете нам – сколько сможете, а мы вам – сколько захотим! Такой футбол мне по душе!
– Ты, наверное, уже в детстве был нападающим?
– Да. Отец очень рано отдал меня в футбольную школу, поэтому играть приходилось в основном со старшими ребятами. После тренировок, уже без тренера, мы обычно устраивали настоящие футбольные бои. Меня, как самого маленького, ставили у чужих ворот: мол, стой и жди, когда мы тебе мяч отдадим, будешь забивать. Я и забивал. Но мне очень хотелось, как все остальные, носиться по полю. Однажды я даже обиделся и ушел в… секцию бокса, но мне там на первой же тренировке синяк под глазом поставили и я вернулся в футбол.
Молодость – не порок, но все же…
В 16-летнем возрасте на талантливого юношу, к тому времени уже успевшего зарекомендовать себя во Львовском Республиканском спортинтернате и юношеской сборной страны, обратили внимание наставники перволигового "Закарпатья". Бобаль вернулся в родной город и уже в дебютном матче за ужгородцев отметился своим первым голом в профессиональном футболе.
Парень рос буквально на глазах (вовсю забивал за юношеские сборные разных возрастов) и вскоре оказался в киевском ЦСКА, который тогда, к слову, тренировал Михаил Фоменко. Но раскрыться в армейском клубе Матвею не удалось, и в 2003 году с подачи заслуженного тренера Украины Анатолия Заяева (транзитом через "Закарпатье") Бобаль оказался в Крыму – в "Таврии".
– Почему тогда не удалось закрепиться в "Таврии"? – переспрашивает Матвей. – Наверное, слишком молод был, ветер в голове гулял. Подсказать, наставить на путь истинный некому было. Старшие ребята, с которыми сдружился (не буду их называть), оказались совсем не друзьями. С тех пор, наверное, и начались разговоры: мол, Бобаль дружит с "зеленым змием". Как говорится, было, но уже давно прошло.
То, что сейчас пишут обо мне в Интернете (дескать, "не просыхаю", на игру меня чуть ли не из бара забирают и т. п.), – полный бред. Такого не было даже в молодости! Я не считаю себя абсолютным трезвенником – могу после игры дома выпить бокал-другой пива. Но этим все и ограничивается.
"Это такой драйв – забивать красиво!"
Покинув спустя полгода "Таврию", Бобаль продолжил футбольную карьеру в Крыму: некоторое время играл за "Крымтеплицу", после чего оказался в ФК "ИгроСервис", в котором его бомбардирский талант раскрылся во всей красе: последние два чемпионата Матвей – лучший снайпер первой лиги!
– Я нашел, что называется, свою команду – для футболиста, особенно молодого, это огромное значение имеет, – рассказывает Бобаль. – Начал много забивать, появилась уверенность в своих силах. Это такой драйв: когда оказываешься на ударной позиции, мысли не о том, чтобы забить, а чтобы сделать это красиво!
– С кем из тренеров за карьеру тебе работалось легче всего?
– Однозначно – с Сергеем Васильевичем Шевченко. Он с ребятами много общается. Умеет поддержать, настроить на игру, микроклимат в команде создает великолепный. Он очень простой человек, но при этом, я считаю, – достаточно серьезный футбольный специалист. Командная игра у него великолепно налажена: бежишь, не глядя, на свою позицию – и мяч точно тебе на ногу ложится. С Шевченко очень легко работалось и все получалось – это главное. Хорошие воспоминания остались от сотрудничества с Олегом Лутковым, хотя он и достаточно жесткий тренер.
– Когда ты почувствовал, что уже перерос уровень первой лиги?
– Первая лига не такая уж и слабая, как кому-то может показаться: ведущая тройка команд (даже, наверное, пятерка), уверен, не затерялась бы и в премьер-лиге. Вообще, с коллективами элиты играть мне даже легче (сужу это по нашим кубковым поединкам): они и сами играют, и сопернику играть дают. А в первой лиге защитники часто и мяч принять не позволяют – бьют по ногам сзади. Я не форвард таранного типа, как, например, Володя Гоменюк, мне нужно пространство, чтобы разбежаться. Это моя стихия. Посмотрим, как получится в премьер-лиге, но есть такое предчувствие, что играть мне будет даже чуточку легче…
Свой в Крыму
– В это межсезонье у тебя наверняка было немало других предложений. Почему все-таки "Таврия"?
– Не скрою, звали и другие клубы отечественной премьер-лиги, были также предложения из Узбекистана и России (первый дивизион). Посоветовавшись с отцом и супругой Варварой (коренной крымчанкой, кстати сказать), решил продолжить карьеру в Крыму, где за шесть лет я уже практически стал своим. К тому же позвала "Таврия": я человек самолюбивый, очень хочется доказать свою состоятельность в команде, в которой на заре карьеры не удалось раскрыться.
– Откуда такая уверенность, что на этот раз в "Таврии" у тебя все обязательно получится?
– Если не верить в свои силы, не пытаться чего-то добиться в карьере – какой тогда вообще смысл играть в футбол? Я понимаю, что мне придется в два, в три раза больше работать, чтобы проявить себя в "Таврии", в премьер-лиге, но я к этому готов. Былые заслуги – уже в прошлом. Теперь все придется делать на порядок быстрее, в том числе и мыслить. Но, повторюсь, я к этому готов!
– Мог бы охарактеризовать плюсы и минусы своей игры?
– Плюс – высокая скорость: что есть, то есть! Неплохая техника, дриблинг. В первой лиге защитники на мои финты велись, буду стараться, чтобы велись и в элите (смеется). Минус – игра головой. Мне бы этот компонент игры подтянуть, наверное, и о сборной можно было бы задуматься (улыбается).
– Неужели не задумываешься?
– Задумываюсь, конечно. И даже верю, что однажды смогу надеть футболку нашей национальной команды. Но для этого нужно трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Приглашение в сборную просто так с неба не упадет. Буду работать, а там посмотрим. Время до 2012 года еще есть! (Смеется).
"Матвей, гол забей!"
Как признается Матвей, для него очень важна поддержка болельщиков:
– Как, наверное, и для всех футболистов! Силы удваиваются, хочется отблагодарить болельщиков за поддержку хорошей игрой, голами, победой… Мне очень нравится культура боления в Англии, Испании – там чуть ли не каждую удачную передачу трибуны награждают аплодисментами. Надеюсь, у нас когда-нибудь тоже так будет!
– Насколько нравятся тебе персональные кричалки (по типу "Матвей, гол забей!"), которыми не так давно "вооружились" симферопольские болельщики?
– Если не ошибаюсь, они появились после матча с "Гелиосом", в котором я отметился хет-триком. Конечно, кричалки добавляют настроения. Уже даже когда игра сделана и можно остановиться, эмоции перехлестывают – хочется бежать вперед и забивать еще (смеется). Мы играем ради болельщиков и за поддержку хочется платить им прежде всего голами.
– Обычно ты достаточно сдержанно отмечаешь свои голы. В матче же с ПФК "Севастополь", в котором впервые в карьере тебе удалось оформить покер, болельщики увидели целый спектакль под условным названием "Празднование забитых мячей Матвеем Бобалем". Что это было? Знал, что проводишь прощальный матч за ФК "ИгроСервис"?
– Нет, окончательного решения покинуть ФК "ИгроСервис" на тот момент я еще не принял. Что это было? Эмоции. Меня, как, наверное, и всю нашу команду, возмутило, что севастопольцы приехали к нам на игру, извините, на понтах (ну, временные лидеры – и что из этого?), к тому же перед началом матча (что ни в какие ворота не лезет) на стадионе прозвучал их гимн. Мы ведь со своим гимном в другие города не ездим? Завелись, конечно. Поставили соперника на место – одержали красивую победу и красиво ее праздновали уже по ходу матча (смеется).