Валерий Яремченко: «Пять процентов гения, девяносто — потения»
Несколько часов назад на официальном клубном сайте состоялась онлайн-конференция со знаменитым в прошлом футболистом «Шахтера», впоследствии успешным наставником «горняков», ныне занимающим должность главного тренера молодежного состава «оранжево-черных», Валерием Яремченко. Предлагаем вашему вниманию полную версию общения с легендой «Шахтера».
У Тимощука есть самолюбие
— Валерий Иванович, кто из дубля на данном этапе может выйти на поле за основу и кто уже может играть в Премьер-лиге за любую команду?
— Ракицкий! Касательно Премьер-Лиги скажу так: у меня одна задача — готовить футболистов для основного состава нашей команды.
— Какова была мотивация, когда вы согласились принять молодежный состав «Шахтера»?
— Я принял молодежный состав по семейным обстоятельствам. Была и профессиональная мотивация. Президент предложил мне эту работу, и я с удовольствием согласился.
— Несмотря на многочисленные футбольные Академии в Украине, массового притока молодых и талантливых игроков в команды высшей лиги и Премьер-лиги не наблюдается. В чем, на ваш взгляд, причина этого?
— Приток молодых футболистов есть. Но профессиональные команды предъявляют завышенные требования к молодежи. Молодые игроки могли бы что-то показать, но на это требуется время. В таких командах, как «Шахтер», «Динамо», «Металлист» — шансы заиграть в основном составе уменьшаются, потому что ошибки, которые допускают игроки, им не будут прощать.
— Привлечение легионеров вместо своих молодых талантов — это ошибочный или неизбежный путь?
— Это ни то, ни другое. Любой президент и тренер команды хочет купить сильного футболиста. И когда легионер попадает в ту или иную среду, он ведь не сразу может раскрыться. Но легионерам тоже не дают много времени, а это нужно делать. Например, Тимощука приглашает «Бавария». В прессе этого не пишут, но я знаю: в Мюнхене ему сказали, что он придет на место игрока, который должен доиграть чемпионат Германии. И только тогда начнет играть. Но у Тимощука есть самолюбие. Он не согласен, потому что потеряет игровую практику. «Бавария» же заранее приглашает только одного игрока, который им действительно в дальнейшем понадобится. И это правильная селекция.
Луческу и трое из «молодежки»
— Какими качествами должен обладать молодой футболист, чтобы он мог претендовать на место в команде высшей лиги или в каком-либо европейском чемпионате?
— Теми качествами, которые требуются от игрока основного состава. Другого варианта нет.
— Что вы можете сказать об игре Димы Молдована? Все-таки он 1987 года рождения. Не пора ли ему попробовать себя либо в основе, либо в другом клубе, если в основу он пробиться не сможет?
— Ему пора попробовать себя в другом клубе. Сменить обстановку.
— Валерий Иванович, часто ли вы общаетесь с Луческу по поводу футболистов вашей команды, их готовности, профессионального роста и т.п.?
— Нечасто, но Луческу постоянно интересуется состоянием дел в дубле. На текущий момент он хотел бы привлечь трех футболистов из молодежного состава. Ракицкий — кандидатура номер один.
— Для футболистов Академии, наверное, лучший выход — поиграть в другом клубе, зарекомендовать себя и потом вернуться? Живой пример — Евгений Селезнев.
— Самая короткая дорога — попасть в главную команду из молодежного состава. Но если футболист имеет амбиции и чувствует свою силу, но не отвечает таким повышенным требованиям, как в «Шахтере» — он обязан уйти в другую команду, показать свой уровень и вернуться назад. Если футболист талантлив — он пройдет через все, но добьется того, чего хочет.
— Что вы можете сказать о Станиславе Причиненко, который еще год назад проходил зимний сбор в Испании с основой «Шахтера»? Готов ли он играть за дубль, или для развития парню лучше будет еще поиграть за «Шахтер-3»?
— Ничего не могу пока сказать. Мне не хватает времени его оценить. Он постоянно болеет, и сейчас опять перенес операцию.
— Насколько принцип подготовки футболистов в советское время отличается от принципа подготовки в Украине? Футбол изменился?
— Советская школа подготовки была намного жестче, в некоторых вопросах — даже жестокой, а сам процесс, количество и интенсивность тренировок были намного тяжелее. Футболисты не могли так восстанавливаться, как сейчас. Хотя сам принцип построения воспитания физических качеств весь мир у нас перехватил.
— Валерий Иванович, какие задачи ставятся перед дублирующей командой руководством клуба? Какую функцию она выполняет в системе «Шахтера» и является ли она «перевалочным пунктом» для наших молодых игроков между «Шахтером-3» и основной командой?
— Задача — подготовить футболиста для основного состава. Других задач нет.
—В 60-80-е годы из футбольных школ выходило огромное количество технически подготовленных молодых игроков. В чем секрет советской школы?
— Могу не согласиться, потому что сейчас много футболистов хорошо подготовлены в плане техники. Другое дело, когда с возрастом меняются приоритеты. До определенного момента у юных игроков есть мотивация. Представьте себе 12-летнего техничного парня, у которого есть желание играть в футбол. А в 16 или 17 лет у него появляются другие интересы — он уходит к девушкам, на улицу… Футболисты же с меньшими способностями, которые сохраняют мотивацию для того, чтобы раскрыться, остаются в большом футболе.
Характер и здоровье заложены генетикой
— Старая дилемма о таланте и трудолюбии — сколько в процентном соотношении должно быть и того, и другого в футболисте, чтобы раскрыться?
— Знаете, поговорка «пять процентов гения и сто — потения» все время актуальна, потому что как только талантливый футболист, достигнув определенного результата, успокаивается — он моментально падает вниз. Поэтому «потеть» нужно до окончания своей футбольной карьеры.
— Вопрос касательно Максима Ковалева: почему он не играет в основном составе дубля? На мой взгляд, он один из лучших в вашей команде.
— Это вопрос к Максиму.
— Валерий Иванович, рассчитываете ли вы во второй части сезона на вратарей Артема Тетенко и Вячеслава Базилевича? Или же, как и ранее, к играм за молодежный состав будет привлекаться Богдан Шуст?
— Если будет привлекаться Шуст, в воротах молодежного состава будет стоять он, если нет, тогда будем рассчитывать на Тетенко и Базилевича.
— Как вы относитесь к практике привлечения к тренировочному процессу психолога?
— Я убежден, что в команде должен быть один психолог — главный тренер. Наставник должен уметь принять решение сиюминутно. Это касается не только игровых моментов. Необходимо постоянно работать с футболистами и контролировать их взаимоотношения между собой. Профессиональный психолог в футбольной команде уместен лишь в одном случае — если он станет тренером.
— Если вам поступит предложение возглавить основной состав «Шахтера», каким будет ваш ответ?
— Отрицательным.
—Насколько продуктивна ваша работа с научной группой ФК «Шахтер»?
— Мы достаточно тесно контактируем. Тренерский состав «молодежки» внимательно изучает информацию, которую нам предоставляют. Считаю, что научная группа необходима клубу. Результаты тестирования — это самая объективная информация о функциональном состоянии футболиста.
— Валерий Иванович, проводятся ли тренировочные матчи между игроками основного и молодежного составов?
— В последнее время не проводились, но этому есть объективные причины. У основы была очень не простая первая половина сезона. Напряженный график и та ситуация, в которой оказалась в национальном чемпионате команда Мирчи Луческу, не способствовали подобным встречам. Но я не сомневаюсь, что в будущем такие матчи проводиться будут
— На международном юношеском турнире памяти Валерия Гранаткина, который проходил в Санкт-Петербурге, в составе сборной Украины выступали сразу шесть футболистов молодежного состава «Шахтера». Как вы оцениваете игру своих подопечных?
— Вчера мне позвонил главный тренер юношеской сборной Бузник Анатолий Иванович и поблагодарил за всех шестерых игроков «Шахтера», признав, что наши ребята отыграли весьма достойно и являлись ключевыми исполнителями его команды. Кстати, Егор Картушов был признан лучшим нападающим турнира. Так что поводов быть недовольным ребятами у меня нет.
— Проявляют ли интерес к игрокам вашей команды другие клубы?
— По крайней мере, мне об этом ничего не известно.
— Как определяется схема перехода футболистов из «Шахтера-3» в молодежный состав?
— Скажу сразу, автоматически переходить из команды Академии в молодежный состав никто не будет. Все зависит от самих игроков. Если мы увидим, что уровень мастерства исполнителя соответствует нашим требованиям, тогда у него появятся все шансы зарекомендовать себя на более высоком уровне.
— На каких позициях лучше всего выглядит игрок вашей команды Ярослав Ракицкий, который сейчас проходит подготовительный сбор с основной командой?
— Задайте лучше этот вопрос Ярославу. А если серьезно, то у нас он играет левого защитника.
— Насколько медицинское обеспечение «Шахтера» помогает в работе над функциональной подготовкой и содействует восстановлению игроков между матчами?
— Наша клубная медицина — одна из лучших в украинском футболе, так что и восстановление, и лечение в «Шахтере» на очень высоком уровне.
— Обращаете ли вы как тренер внимание на характер потенциального новичка команды и его подверженность травматизму?
— Практически невозможно сразу определить, насколько подвержен травмам тот или иной молодой футболист. Характер и здоровье каждого человека заложены на генетическом уровне, и изменить что-то в этом плане очень сложно.
— Игру какого европейского клуба могли бы поставить в пример своим подопечным?
— Команд хорошего европейского уровня много, но мы в первую очередь ориентируемся на «Шахтер». Ребята должны понимать философию своего клуба и манеру игры, стиль первой команды. Каждый должен следить за игроком своего амплуа и мысленно ставить себя на его место в том или ином игровом эпизоде. Когда парень попадет на сборы с основой, ему будет легче, так как он уже будет знаком с игровыми требованиями первой команды.
— Вы один из первых наставников Брандау в «Шахтере». Насколько с тех пор изменился бразилец как футболист и готов ли он к переходу в серьезный европейский клуб, например, в «Марсель»?
— Я не просто один из первых тренеров Брандау, ведь я его в Донецк и привез. Когда он прогрессировал — нравился, когда регрессировал, соответственно, не нравился. А готов ли он к переходу в «Марсель» или нет, нужно спросить у самого Брандау или собственно у «Марселя».
— Есть ли у вас определенные ограничения в выборе тактической схемы на игру?
— На самом деле, наша игра несколько отличается от действий подопечных Мирчи Луческу. Хотя, конечно, я стараюсь, чтобы независимо от игровой системы мои игроки выполняли функциональные задачи, максимально похожие с теми, что ставятся перед футболистами первой команды.
— Огромное спасибо за ответы. Успехов вам на нелегком поприще и побольше побед.
— Взаимно, болельщикам желаю неустанной веры в «Шахтер» и крепкого здоровья.