"Арсеналу" нужен не мэр, а болельщики?
ОДО, ОСК, СКВО, СКА, ВС "Орияна", ЦСК ВСУ, ЦСКА "Борисфен", ЦСКА, "Арсенал" — как бы ни назывался второй столичный клуб, под каким ведомственным или частным крылом ни существовал, он всегда был явно лишним в структуре киевского футбола, не имея толком ни собственной базы, ни влиятельного покровителя, заинтересованного в развитии команды, ни, и это самое главное, — собственного болельщика.
Даже в благополучные советские времена, находясь под опекой отнюдь не бедствовавшего военного ведомства, команде сложно было найти свой угол.
Основан армейский коллектив в 1934 г. в Харькове как спортивное подразделение базировавшегося в тогдашней столице УССР Украинского военного округа. В том же году столица, штаб округа и команда переехали в Киев. Здесь клуб, сменявший названия с одной замысловатой аббревиатуры на другую (ОДО — Окружной дом офицеров, ОСК — Окружной спортивный клуб, СКВО — Спортивный клуб военного округа, СКА — Спортивный клуб армии), своим так и не стал.
Не вызывали особых эмоций у столичного болельщика ни взлет коллектива в первую лигу чемпионата СССР в начале 1980-х, ни стремительное падение и лишение коллектива в конце того же десятилетия статуса команды мастеров. Не удивительно, что в середине 1970-х армейское руководство попыталось сплавить футбольный клуб в Чернигов под крыло тамошних городских властей. Эксперимент оказался неудачным, и после четырех лет ссылки (1972 — 1976 гг.) армейцев вернули в столицу.
С распадом СССР украинской армии стало не до футбола, и перешедший ей по наследству клуб наверняка бы канул в Лету, как это случилось с футбольными СКА одесским и львовским, гандбольным и баскетбольным армейскими коллективами столицы.
Но в 1995-м руку помощи протянул бориспольский "Борисфен". Команде, созданной в райцентре с нуля и маршем прошедшей путь от второй лиги до высшей, зачем-то понадобилась киевская "прописка". Лучшего способа, чем объединиться с армейцами в единый клуб — ЦСКА "Борисфен", придумано не было. Союз просуществовал год, после чего дороги "пайщиков" вновь разошлись. "Самостоятельного" ЦСКА хватило на три кубковых подвига (выход в полуфинал в 1997-м и в финал — в 1998-м и 2001 гг.) и дебют в европейских соревнованиях, где армейцам в 2001 г. удалось пройти даже именитую сербскую "Црвену Звезду". После чего финансы запели романсы. Руководству ВС Украины футбольная команда явно была не нужна. В конце 2001-го встал вопрос о ликвидации клуба. Но...
Очередным спасителем становится тогдашний городской голова Александр Омельченко, взявший клуб (уже с новым именем — "Арсенал") под крыло муниципалитета. Что было потом — известно. Смена на киевском "троне" — Черновецкий вместо Омельченко. Заявление нового городского головы о том, что муниципальные коллективы (помимо "Арсенала" — баскетбольный "Будивельник", хоккейный "Сокол" и гандбольный "Спартак") столице больше не нужны. Грандиозная распродажа спортивных команд, в результате которой "Арсенал" стал собственностью Вадима Рабиновича.
Новый президент, надо отдать ему должное, активно пытался вывести "канониров" на соответствующий клубу элитного дивизиона уровень — и в спортивном плане, и в вопросах пиара. Клуб и календарь, где обнаженные игроки позировали вместе с моделями, выпускал; болельщиков ходить на матчи стимулировал, как мог; наглядной агитации с незатейливым "Я люблю "Арсенал" (с сердечком вместо второго слова) по городу поразвешивал. Все тщетно.
И вот теперь еще одна смена владельца: футбольный коллектив переходит в собственность действующего столичного мэра. Планы у нового хозяина как всегда "космические": строительство нового стадиона, базы, а вместе с тем и целого гостинично-сервисного комплекса, создание футбольной школы, где будут заниматься дети из малообеспеченных семей и даже беспризорники и т. п. Все это правильно, благородно, однако вполне реализуемо и без команды элитного дивизиона, требующей куда больших, причем постоянных, затрат. А применительно к Киеву — затрат без отдачи.
Просто потому, что "Арсенал" — в столице чужой, у него нет постоянного болельщика. Ситуативный — возможно. В матче, скажем, с "Шахтером" несколько тысяч с радостью придут поболеть, но не за "Арсенал", а против донецкого клуба. А вот полноценное дерби вроде московских баталий ЦСКА — "Спартак" или стамбульских "Галатасарай" — "Фенербахче" в Киеве попросту невозможно. Здесь всегда существовала одна любимая всеми команда — "Динамо". Даже не болеть за нее во все времена считалось неприличным, что уж говорить о том, чтобы болеть против.
Любая конкурирующая с "Динамо" сторона, учитывая все это, должна прежде всего подумать, где отыскать свой футбольный "электорат".
Конечно, в мире множество примеров, когда в одном городе уживается по два, три, а то и более футбольных коллективов, причем их болельщики, как правило, являются самыми непримиримыми оппонентами. Они скорее будут болеть за приезжий клуб, чем за команду-соседа. Но ведь все это создавалось не за одно десятилетие. К тому же у каждого клуба есть свои корни, основа, вокруг которых годами и формировались армии поклонников.
Где-то историческая основа стала анахронизмом, как, например, в Москве. Это в 1940 — 1960 гг. за ЦСКА болели военные, за "Динамо" — сотрудники правоохранительных органов, за "Торпедо" — рабочие АЗЛК, а за "ничейный" "Спартак" — все остальные (отчего и пошло название — "народная", т. е. вневедомственная, команда). Сейчас грани стерлись, но за время "профильного боления" выросли целые поколения сторонников того или иного клуба со своими устоявшимися принципами.
В Барселоне соперничество между одноименным суперклубом и "Эспаньолом" носит идеологическую основу, актуальную и в наше время. "Барсу" поддерживают приверженцы независимости Каталонии, "Эспаньол", что видно и из названия, — сторонники "единой и неделимой" Испании.
Можно вспомнить и близкую столичному мэру религиозную основу: в Глазго католики болеют только за "Селтик", а протестанты — за "Рейнджерс". Актуален и территориальный принцип, когда команда защищает цвета конкретного городского района: "Бешикташ" — в Стамбуле, "Челси" — в Лондоне...
Что может предложить своим потенциальным болельщикам "Арсенал"?