За рюмкой чая с Владимиром Сальковым
Известный игрок, тренер, а ныне спортивный директор ЦСКА Владимир Максимович Сальков вспоминает сегодня свои тренерские будни в донецком «Шахтере».
«ПОЖАР» ВИТАЛИЯ СТАРУХИНА
У разных футболистов - разные пристрастия. Когда я работал тренером в «Шахтере», то знал, что у одного из наших лидеров - Виталия Старухина - в Москве есть подруга. К которой он регулярно сбегал накануне матча. Естественно, меня это не устраивало, и я старался бороться. То поселю его повыше в гостинице, чтобы через окно не улизнуть было, то сам выберу номер по соседству. Ничего не помогало. В конце концов, мне такая борьба надоела.
Захожу как-то перед игрой в номер к Виталию перед самым отбоем, он уже собирается спать. Ну что ж, очень хорошо. Беру ключ от комнаты и запираю его снаружи. Он услышал скрежет в замке, вскочил, в дверь колотится: «Владимир Максимыч, Владимир Максимыч!»
Открываю дверь: «Что случилось?»
- А если… пожар?!
- Ну если пожар, - отвечаю, - будем гореть вместе. Я по соседству.
И снова его запираю. Так в тот вечер подруга его и не дождалась.
ЧТО ВТОРОЙ НОМЕР ДЕЛАЕТ В АТАКЕ?
В свое время в Донецк из Киева был прислан первый секретарь обкома, который вообще не разбирался в футболе. Но положение обязывало заниматься и футбольной командой тоже. Поэтому прежде, чем пойти в первый раз на стадион, он попросил инструктора объяснить ему правила, кто из игроков где играет, в чем разница между защитником и полузащитником. Тот и объяснил ему: защитники - это те, кто выходят на поле под номерами от второго до пятого, полузащитники - это те, кто с шестого по девятый, а нападающие - это десятый и одиннадцатый.
На следующий день товарищ секретарь сидит на трибуне во время игры «Шахтера» и видит, что футболист под номером два постоянно подключается вперед, атакует. После матча ко мне прибегает помощник секретаря:
- Евгений Петрович просит дать объяснения, почему у вас в атаке играет второй номер, который должен играть в защите?
Ну что на это ему скажешь?
- Футболки с нужным номером не оказалось в запасе, - отвечаю.
УСТАНОВКА ПО-ОБКОМОВСКИ
Тот же самый секретарь как-то раз приехал перед одним из домашних матчей делать накачку футболистам. По дороге заехал в какой-то колхоз, там ему нагрузили корзину фруктов, которыми он и решил игроков обрадовать.
Заходит в раздевалку и начинает рассказывать про то, сколько тонн стали выплавили в этом году наши земляки-рабочие, сколько тонн угля добыли шахтеры, сколько зерна убрали в закрома колхозники.
- И вы должны играть под стать им! Вот эти фрукты вырастили в наших садах: попробуйте, пусть труд земляков вдохновит вас на игру!
Виталий Старухин сидел сзади, слушал все это. Потом говорит:
- Вы знаете, нам тренер запрещает клетчатку есть в день игры, поэтому не можем мы фруктами вдохновиться. Может быть, вы лучше нам что-нибудь в карман положите за красивый футбол?
Секретарь на полуслове осекся, потом махнул рукой и вышел.
РЫБНАЯ ПОДГОТОВКА «ШАХТЕРА»
Рядом со спортивной базой «Шахтера» было большое озеро. В нем наши футболисты любили ловить рыбу, а некоторые особенно хитрые поступали так. Брали ружье, дожидались, пока рыбина вынырнет на поверхность и стреляли в нее.
Однажды вечером два игрока пошли на такую рыбную охоту и подстрелили здоровенного карпа. Но подстрелить-то подстрелили, а вытащить не смогли. Он на дно ушел, в этом месте было метра два глубины. Возились-возились, потом пометили место и ушли. На следующий день попросили шофера команды заняться рыбиной, тот взял лодку и поплыл за добычей.
И вот вся команда на поле, идет предыгровая тренировка перед матчем с тбилисским «Динамо». Серьезнейшая встреча. Тут с берега раздается бешенный крик:
- Вытащили!
Через секунду на поле остался один я со свистком в руках! Футболисты, которым накануне все уши прожужжали про чудо-рыбу, как один бросились на берег, чтобы увидеть эту фантастику собственными глазами.
Но надо сказать, карп, действительно, оказался очень большим. Мы его взвешивали на напольных весах, на которых взвешивались обычно игроки, и он потянул на 12 кило! Его потом зажарили, и каждому в команде хватило по куску. Ну и меня тоже, естественно, угостили.