Доминик Уилкинс: "Долго гонялся за Джорданом, потом плюнул"
Ни для кого не секрет, что член Зала славы НБА Доминик Уилкинс, также известный всему миру как Human Highlight Film, является самым результативным игроком "Атланты" за всю историю существования команды. В сезоне-1985/86 он набирал в среднем за игру 30,3 очка, благодаря чему стал лучшим в лиге по этому показателю. Девять раз принимал Уилкинс участие в Матчах всех звёзд и дважды выигрывал в конкурсе по броскам сверху, проходившем в рамках "звёздного уик-энда".
Безусловно, болельщики любили Доминика не только за умение втыкать "гвозди" без сопротивления под прицелом тысяч фото- и видеокамер, однако это сыграло не последнюю роль в его популярности. Сегодня уроженец Парижа, являющийся вице-президентом "Атланты", комментирует матчи НБА на телеканале Fox Sports и получает истинное удовольствие от своей работы. В интервью журналу Sportsillustrated Уилкинс рассказал об искусстве броска сверху, погоне за Майклом Джорданом и самой большой разнице между его поколением и нынешним.
– Доминик, кто является самым фантастическим данкером всех времён и народов из тех баскетболистов, которых вы когда-либо видели, и почему?
– Несмотря на то, что нынешнее поколение порой гораздо на самые настоящие чудеса, я бы выбрал Доктора Джея (Джулиус Ирвинг). Казалось, что он делает это с невероятной лёгкостью, без каких-либо усилий. Бросок сверху был заложен в нём самой природой. Было безумно интересно наблюдать за тем, как он обращался с мячом. Он напоминал первоклассного танцора, артиста балета.
– Вы не разочарованы нынешними конкурсами бросков сверху? В те времена, когда вы играли, все ведущие баскетболисты стремились принять в них участие…
– Я бы очень хотел, чтобы все величайшие баскетболисты принимали участие в этом конкурсе. Я был очень рад, когда узнал, что Леброн Джеймс собирается в следующем году порадовать зрителей исполнением данков во время "звёздного уик-энда". Я надеюсь, что и другие известные игроки присоединятся к нему. На мой взгляд, этот конкурс – единственный способ понять, кто является лучшим данкером лиги, а возможно и мира.
– Что побудило вас в своё время принять участие в этом конкурсе?
– Когда нас просили продемонстрировать свои способности, предлагали лишь два варианта ответа: "да" или "нет". И большинство ребят говорило "да", потому что все понимали, что это делается для болельщиков, чтобы они получали удовольствие, а не ради каких-то титулов и званий. Лично для меня бросок сверху был инструментом для запугивания, и я его охотно использовал, однако этот элемент не являлся моим коньком. Люди любили наблюдать за Уилкинсом в этом конкурсе только по одной причине: у меня был очень высокий прыжок.
– Какие самые нестандартные и интересные данки вы видели в последнее время?
– Проблема состоит в том, что уже нельзя придумать ничего нового. Вы используете броски, которые уже были, то есть просто немного их видоизменяете, чтобы это выглядело чуть-чуть иначе, но на самом деле всё одинаково. Так что в этой ситуации люди больше думают о создании чего-то креативного, без использования опор. Я думаю, что если вы подключаете своё воображение, данк становится более необычным.
– А как вы придумывали финты, сопутствующие данкам?
– Если честно, это получалось произвольно. Я не особо много думал над этим! Я ходил на тренировки, практиковался с ребятами, у нас что-то получалось, и в тот же миг я решал, что попытаюсь повторить это на соревновании. Но я ничего не скрывал, не делал из этого большого секрета. Часть бросков, которые я выполнял в соревнованиях, я совершал и в играх.
– Какой бросок является самым любимым?
– Одноручные и двуручные "мельницы". Я обожал делать их, выпрыгивая с двух ног.
– Когда вы последний раз забивали сверху?
– Несколько недель тому назад. Просто сейчас я чувствую себя ещё не лучшим образом, сказываются последствия болезни. А вообще забить сверху для меня не проблема.
– Люди не понимают, почему НБА не включила вас в список 50 лучших игроков всех времён. Как человек, который ценит и любит историю, насколько вы разочарованы этим фактом?
– Это просто смешно. Я был очень расстроен, да и сейчас ещё сержусь время от времени. Возмутительно, что они оставили меня и Боба Макаду вне этого списка. Сейчас я уже немного поостыл, потому что меня ввели в Зал славы НБА – это неплохая альтернатива.
– Ваша дуэль с Майклом Джорданом была воистину грандиозной – вы боролись не только в конкурсе данков, но и за право быть самым результативным игроком ассоциации. Никогда не задумывались о том, чего бы вы могли добиться, не будь Майкла?
– Я гонялся за ним в течение шести лет и устал. В какой-то момент я просто решил: "Чёрт с ним". Мы с ним частенько разговариваем, у нас много общего – ведь мы оба из Северной Каролины. На площадке мы были шоуменами и конкурентами, но вне её всегда уважали друг друга. Теперь же мы обычные друзья.
– И напоследок интересно было бы узнать, в чём состоит самое большое различие между вашей эпохой и нынешней?
– Это соперничество. Тогда было намного больше конкуренции: "Бостон", "Лос-Анджелес", "Детройт"... Я думаю, что сейчас многие баскетболисты стали более универсальными. Я всегда был лёгким форвардом и хотел остаться на этой позиции, потому что мощные форварды могли тебя затоптать, а этого ох как не хотелось. У меня и без них было достаточно проблем: опекать таких парней, как Джулиус Ирвинг, Ларри Бёрд, Эдриан Дантли и Алекс Инглиш, – задачка не из лёгких... Но, по-моему, у меня получалось весьма неплохо.
SportsIllustrated. Перевод: Илья Рывлин