Президенты и оппоненты: 10 известных футболистов, ставших политиками
Как мы уже сообщали, легендарный Роналдиньо решил начать политическую карьеру. Он - далеко не первый футболист, который пытается добиться успеха на этом поприще. Мы вспоминаем 10 самых известных примеров.
Джордж Веа (Либерия)
Веа - один из величайших африканских футболистов, трижды признавался лучшим игроком континента, в 1995 стал первым неевропейцем-обладателем "Золотого мяча", включен в Топ-100 представителей своей профессии в ХХ веке. В Либерии его именем чуть ли не новостройки освящают. Поэтому его поход в президенты страны вовсе не выглядел авантюрой. Помимо прочего, Веа воспринимается народом как "свой парень" - он вырос в трущобах пригорода столицы Монровии и знает о жизни все, что только можно. Тем не менее, его первая попытка избраться главой страны была неуспешной - в 2005 он проиграл 67-летней Элен Джонсон-Серлиф, которая стала первой женщиной-президентом Либерии. С силами Джордж собирался 12 лет - и в прошлом году предпринял новую попытку. Победил с оглушительным преимуществом - за него проголосовало 12 из 15 округов страны.
Виктор Орбан (Венгрия)
До избрания Джорджа Веа самым маститым политиком из бывших футболистов был премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Правда, карьера игрока у него весьма скромная - в юности он выступал несколько лет за клуб третьего дивизиона "Фельчут". Тем не менее, молодой Орбан имел вполне полноценный профессиональный футбольный контракт. Страсть к этому виду спорта он сохранил на всю жизнь. Став состоятельным человеком, финансировал родной клуб, а впоследствии организовал на его базе молодежную академию имени Ференца Пушкаша. В этой академии занимался его старший сын Гаспар, который тоже пытался стать профессиональным футболистом - но у него ничего не получилось. Виктор Орбан провел в кресле премьер-министра Венгрии 12 лет, продолжает занимать этот пост и сейчас.
Пеле (Бразилия)
В 60-е годы всемирное обожание Пеле достигло такого уровня, что он вполне мог позволить сказать, как "Битлз", что стал популярнее Иисуса Христа. Он поскромничал, сказав всего лишь: "Пеле - будущий президент Бразилии". Но занялся политикой не сразу. Сначала попробовал себя в качестве бизнесмена, и только в середине 90-х таки пошел во власть. В 1995 его назначили чрезвычайным министром спорта страны. Он пришел в этот высокий кабинет под красивыми лозунгами борьбы с коррупцией, пронизавшей весь бразильский футбол. Но два года спустя его самого обвинили в получении взяток для развития собственного бизнеса. И хотя доказано так ничего и не было, министерский пост "королю футбола" все-таки пришлось освободить...
Каха Каладзе (Грузия)
Прекрасный полузащитник, один из лучших в истории грузинского футбола (постсоветского - так уж точно), отменно проявивший себя в киевском "Динамо", а потом достаточно ярко - в "Милане", дважды стал победителем Лиги чемпионов. При этом всегда имел то, что называется "активная жизненная позиция". В начале 2010-х годов Грузия переживала невероятно бурный политический период. Завершив карьеру футболиста, Каха окунулся в нее с головой, примкнув к оппозиционному движению "Грузинская мечта". Победив на выборах, его партия сформировала правительство, а Каладзе занял в нем пост министра - причем не спорта, а энергетики. Потом дорос и до вице-премьера. Осенью прошлого года принял участие в выборах мэра Тбилиси - и победил уже в первом туре!
Джанни Ривера (Италия)
Главная звезда итальянского футбола 60-х, всемогущий полузащитник по прозвищу "Маленький князь" может считаться главным политическим долгожителем среди футболистов. Этому 74-летнему импозантному мужчине удалось продержаться в политике на разных постах уже более 30 лет, причем за это время он поменял чуть ли не десяток партий, умудряясь находить свое место в политической колоде. Покинув административный пост в родном "Милан" после покупки клуба Сильвио Берлускони в 1986, Ривера пошел по министерствам и ведомствам. Высший пост, который он занимал - госсекретарь министерства обороны. Сейчас он - депутат Европарламента от своей очередной партии.
Ромарио (Бразилия)
Без Ромарио представить себе бразильский футбол невозможно - он стоит в ряду величайших форвардов страны вместе с Леонидасом, Пеле, Зико, Роналдо, Неймаром. В 90-х не было в Бразилии футболиста авторитетнее. Путь в политику для него - активного, языкатого и очень неглупого - был, что называется, выстлан красной ковровой дорожкой. Он сошелся с Социалистической партий, стал участвовать в ее акциях и, в конце концов, попал с ней в Национальный конгресс Бразилии. Дальше - больше. 1 февраля 2015 Ромарио вступил в должность федерального сенатора от штата Рио-де-Жанейро - и останется в ней до 2023 года. Но и этого ему мало - недавно Ромарио заявил, что собирается стать губернатором штата. Так и до президента доберется...
Хосе Луис Чилаверт (Парагвай)
Футбольная карьера Чилаверта уникальна. И не только в том, что он постоянно забивал и является единственным среди вратарей автором хет-трика. Значение имело также и его неповторимое поведение на поле в стиле вождя индейского племени. Чилаверт рано проявил себя как неравнодушный гражданин и еще в качестве игрока высказывался по политическим поводам - причем, обладая даром формулировать мысли емко и хлестко, высказывался запоминающе. В народе возникло движение "Чилаверта - в президенты!" В конце концов, это убедило Хосе Луиса, и он согласился принять участие в выборах главы государства, которые должны состояться в 2023. "Мы должны быть едины и любить Парагвай, а не думать о личной выгоде", - заявил он. Программа простая, но понятная.
Ян Томашевский (Польша)
В начале 70-х Томашевский считался одним из лучших вратарей планеты. На чемпионате мира 1974, где поляки изумили всех, заняв 3-е место, он был одним из лучших игроков своей команды. Оставался в ней до конца десятилетия, после окончания карьеры занялся тренерской деятельностью, потом переквалифицировался в футбольные функционеры, а в 2010 решил заняться политикой и вошел в предвыборный штаб президента Качиньского. В 2011 попал в сейм по списку партии "Закон и порядок" - причем с последнего проходного места. Больших высот в политике не добился, но рядом резонансных заявлений запомнился.
Лилиан Тюрам (Франция)
А вот пример человека, который по самые уши погружен в политику, но из принципа не занимает никаких постов. Лилиан Тюрам - представитель блистательной сборной Франции, которая на грани веков одновременно была чемпионом мира и Европы. Сам он признавался лучшим футболистом Франции в 1997. Чернокожий Тюрам закономерно стал защитником своей расы и вообще прав угнетенных. В этом качестве он сцепился в 2005 с тогдашним министром внутренних дел Николя Саркози, а через год открыто назвал того расистом. Став президентом, Саркози попытался переманить Тюрама на свою сторону и предложил кресло министра по расовым вопросам. Тюрам категорически отказался - "по очевидным причинам", как он сказал.
Олег Блохин (Украина)
Имя одного из величайших украинских футболистов, обладателя "Золотого мяча" 1975 и двух Кубков кубков многие пытались проэксплуатировать в своих политических целях. У троих получилось. Сначала Блохина убедили выступить под своим брэндом лидеры лазаренковской партии "Громада", потом - теряющие электорат коммунисты, а чуть позже - денежные социал-демократы (была такая партия - СДПУ (о)). С первой из них Олег Владимирович в 1998 проник в Верховную Раду. Самостоятельным политиком никогда не был, и ему хватило самокритики, чтобы это осознать и не отрицать впоследствии. Попробовав депутатского хлеба, решил никогда больше не заниматься этой деятельностью, заявив: "Больше я сюда не пойду. В политике я уже был, и там из меня сделали клоуна".
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon