День и ночь гулял Монтевидео...
Сегодня Южная Америка отмечает специальный праздник. Он так и называется - День южноамериканского футбола. А посвящен он одному великому событию, которое состоялось ровно 95 лет назад...
9 июня 1924 сборная Уругвая выиграла футбольный турнир Олимпийских игр. И это было удивительно, как будто из какого-то четвертого измерения перед миром внезапно появились фантастические создания - и, нащелкав всем по носу, исчезли в том же направлении.
Начали они со стадии 1/16 финала, где безжалостно разобрались с командой Королевства сербов, хорватов и словенцев (так тогда называлась Югославия) - 7:0. Со следующим соперником, сборной США, южноамериканцы обошлись более милосердно - 3:0. В четвертьфинале не оставили камня на камне от хозяев турнира, французов - 5:1. В полуфинале, правда, пришлось повозиться с голландцами - 2:1. Но в решающем матче Швейцария ничего не смогла противопоставить необъяснимым кудесникам мяча - 0:3. Итого - 5 побед с запоминающимся общим счетом 20:2.
Европа на тот момент не имела никакого опыта встреч с Южной Америкой. Соответственно, и представления о том, как там играют, тоже не было. И вот именно это, а даже не сокрушительные результаты, оказалось самым впечатляющим. Уругвай привез с собой совершенно другой футбол, где техника была на грани фантастики, скорость - за гранью привычного, а все остальные игровые компоненты - просто на очень хорошем уровне.
Вот слова французского журналиста Филиппа Лакоста, которые позволяют понять, какое впечатление все это тогда производило. Он описывает ощущения от первого матча уругвайцев на турнире: "Как и немногие другие из тех, кто оказался со мной в тот день на стадионе, я не ожидал от игры ничего хорошего. Тем ослепительнее было впечатление, которое произвели на нас заморские гости. Мы стали очевидцами футбола, которого никогда до этого не видели и о существовании которого не могли даже подозревать. Перед нашими глазами разворачивалось самое настоящее чудо. Югославы проиграли 0:7, но если бы они пропустили вдвое больше голов, это тоже никого бы не удивило. Потому что против них, людей земных и обыкновенных, действовали самые настоящие волшебники".
Уругвай приехал на Олимпиаду в ранге чемпиона Южной Америки. В 1923 он выиграли турнир, не потеряв по ходу ни одного очка. На тот момент он действительно был лучшим из лучших. Но за пределами континента никто об этом не догадывался. Большую часть своих предыдущих поединков Уругвай провел против Аргентины - просто потому, что для попадания в Буэнос-Айрес из Монтевидео нужно было всего лишь пересечь залив. А вот для того, чтобы попасть в Европу, пришлось основательно поскрести по сусекам. В итоге, денег нашлось только на путешествие в третьем классе на океанском лайнере. А по дороге будущий олимпийский чемпион провел несколько товарищеских матчей, выручка от которых пошла на "подержание штанов".
Как говорил принц Флоризель "Париж - это не тот город, где можно сосредоточиться". Но уругвайские футболисты смогли. Они не шатались, как прочие олимпийцы, но улицам этой столицы мира, глазея на витрины и достопримечательности. Они приехали побеждать - и концентрировались на своей задаче. В делегации был психолог и специальный физиотерапевт, готовившие команду к каждому отдельно взятому испытанию. Это тоже было внове и немало удивляло прессу.
Говоря о том, что Европа совершенно не знала уругвайцев, мы все-таки слегка преувеличили. Был в составе этой команды один человек, о котором говорили заранее - крайний полузащитник Хосе Андраде, слава о котором каким-то образом перелетела океан. Его виртуозная техника восхищала, его кошачья пластика поражала. В газетах мелькали прозвища, которые ему щедро рассыпали - "Черная жемчужина", "Черный бриллиант", "Музыкант футбола". Темнокожий игрок - это тогда было исключением, и Андраде уже поэтому привлекал к себе всеобщее внимание. Но на поле он выделялся и своими футбольными качествами, став главным открытием олимпийского турнира.
Впрочем, главной уругвайской линией было, конечно, нападение. Тогда оно состояло из 5 игроков, и каждый был по-своему хорош. А особенно - центральный "трезубец": центрфорвард Педро Петроне и два примыкавших к нему инсайда Эктор Скароне и Педро Сеа. Они забили, соответственно, 7, 5 и 4 гола. Взаимопонимание этих игроков было потрясающим - особенно поразила воображение публики "стенка", которую изобрел Скароне и которую эти ребята отточили до автоматизма. Петроне, ко всему прочему, еще и пребывал в самом юном по тогдашним меркам возрасте - ему только что исполнилось 19 месяцев, и он стал самым молодым на тот момент олимпийским чемпионом.
Но вся эта волшебная компания могла и не добраться до "золота". У каждой великой команды есть свой критический день, и есть соперник, который вдруг почему-то решает стоять насмерть. Таким "крепким орешком" стала для Урагвая в полуфинале Голландия. Как мы уже говорили, южноамериканцы смогли победить лишь минимально. Причем после первого тайма на табло стадиона "Коломб" значились удивительные цифры - 1:0 в пользу европейцев. Вязкая голландская оборона, досконально изучив фокусы противника, совершенно не давала ему развернуться. Правда, на 62-й минуте Сеа сравнял счет, но большего уругвайцам никак не удавалось сделать. Решающий момент произошел за 9 минут до конца - арбитр зафиксировал нарушение в штрафной голландцев. Пострадавшие яростно (но без рук) атаковали судью, доказывая, что нарушения не было и в помине. VAR, как вы понимаете, судья тогда еще не имел, и, полагаясь на свое профессиональное чутье, он своего решения не изменил. Скароне с пенальти забил победный гол. Можете не сомневаться - на следующий день вся Голландия шумела об украденной победе над "волшебниками".
Ну, а в финале все было уже проще. Петроне открыл счет на 9-й минуте, и дальше Уругвай более-менее спокойно контролировал ход матча. Забив во втором тайме еще 2 мяча, южноамериканцы победили с красивым счетом и увенчали свой магический полет итоговым "золотом". После финального свистка судьи и радостных объятий команда-чемпион выстроилась в организованную колонну и совершила круг по беговой дорожке, благодаря публику за поддержку. С трибун к ногам победителей летели цветы. Все было красиво и трогательно. И вошло в традицию - до Уругвая "круг почета" в футболе не практиковался.
На родине футболистов сборной приняли как национальных героев. Но торжествовал не только Монтевидео, на несколько дней вообще забывший о работе. Вся Южная Америка, отложив в сторону внутренние распри, радовалась великой победе своего континента. Именно великой - тогда ведь Олимпиады, в отсутствие чемпионатов мира, имели значение. Правда, дальше простой радости не пошло. И только через 18 лет, в 1941, Южноамериканская конфедерация футбола (КОМНЕБОЛ) решила выделить день уругвайской победы в общеконтинентальный праздник. Так с тех пор и отмечают 9 июня превосходство южноамериканского футбола. В котором южноамериканцы не сомневаются, даже если Бразилия проигрывает на своем поле Германии со счетом 1:7...
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"