Виктор Звягинцев: "Поражение "Шахтера" - недоразумение, срыв"
За несколько часов до начала общения с Виктором Звягинцевым на электронную почту пресс-службы ФК "Шахтер" пришло письмо следующего содержания: "Спросите, пожалуйста, у Виктора Александровича, помнит ли он финал Кубка УССР среди КФК в Бородянке, который проходил 1986 году. Он тогда судил матч "Машиностроитель" (Бородянка) — "Звезда" (Бердичев), хозяева поля выиграли 2:1. Для нас, жителей маленького городка, это самое большое достижение. Мы хотели бы отблагодарить Виктора Звягинцева за прекрасное судейство в том матче".
С ответа на это письмо и началась онлайн-конференция с выдающимся защитником "Шахтера".
— Конечно, я помню ту игру, в ней драка была сумасшедшая. Причем на нее сбежались болельщики обеих команд. Все происходило в самом центре поля. Потасовка закончилась так же неожиданно, как и началась, ее участники в одно мгновение разбежались и заняли свои места на трибунах.
— Драка началась до игры?
— Нет, минут за семь-десять до конца матча. Милиционеров было три человека, не больше…
— Виктор Александрович, вы помните свой первый гол в составе "Шахтера"?
— В составе юношеской команды "Шахтера" мы становились чемпионами СССР. Финал играли в Днепропетровске, и я забил "золотой" гол, благодаря которому мы выиграли. А в основе… на сборах забивал. В составе сборной голами отличался, за "Динамо" тоже…
— Не обидно, что не удалось засветиться в списке бомбардиров?
— Я занимался своим делом. У меня задача была одна — сохранить наши ворота нетронутыми, а впереди ребята без меня могли разобраться.
— На Олимпийских играх в Монреале в четвертьфинале вы забили гол в ворота сборной Ирана.
— Этот гол я прекрасно помню. Шла подача с углового, я вышел на перехват, выпрыгнул выше всех и головой переправил мяч в сетку. В "Шахтере" я, Валера Яремченко, Валера Горбунов, Витя Кондратов были примерно одинакового роста, но воздух у нас мало кто выигрывал. Умели вовремя выпрыгнуть, занять позицию, зависнуть в воздухе… Наверное, Бабуся нас всех этим заразил — игрой на втором этаже.
— Завтра исполняется 30 лет "серебряным" медалям, которые "Шахтер" завоевал в чемпионате СССР в 1979 году. Дорогого тогда стоили эти награды?
— Для истории клуба это, разумеется серьезное и важное событие. В начале сезона ничто не предвещало, что мы сможем стать второй командой в Союзе. Ведь в 1978 году мы взяли "бронзу". Команду покинул Валера Яремченко, ему неудачно сделали операцию на мениске, нужно было оперироваться Юре Дудинскому, у Вити Кондратова было ущемление мениска, Коля Латыш вместе с Резником ушли в московское "Динамо", Славик Чанов перешел в столичное "Торпедо". И самое главное, команду покинул Владимир Максимович Сальков.
Он в одном из интервью высказался, что "Шахтер" после "серебра" 1975 и "бронзы" 1978 был словно выжатый лимон. То есть перспектив он не видел. Этим он нас раззадорил. Места ушедших игроков заняли молодые футболисты: Игорь Симонов, Леша Варнавский, Коля Федоренко, Валера Рудаков. Хорошо, что их не нужно было учить, как действовать. Тогда дублирующий состав тренировался по той же модели игры, как и основа. Резервисты прекрасно знали свои обязанности. Правда, опыта у них не было, но его отсутствие они компенсировали самолюбием и желанием.
Команду принял Виктор Носов, ему тогда было неполных 39 лет. Василич расстроился, не знал что делать. Его здорово приободрил Виталя Старухин. "Виктор Васильевич, не переживайте, мы Максимыча сделали заслуженным тренером, и вас тоже сделаем", — выдал Бабуся. Смех смехом, но так оно и вышло. Первое наше испытание было в отборочном раунде Кубка СССР. Тогда все это проводилось по определенным зонам, и кто занимал там первое место, выходил в 1/16 Кубка.
Все это тогда проходило в Душанбе. На фоне остальных команд мы выглядели бледно, ведь все делалось фактически с чистого листа. Первые матчи играли не слишком успешно, Василич тогда переживал прилично. Потом поехали на сборы в Адлер. Когда прибыли туда, оказалось, что для нас нет тренировочных полей. На одном поле тренировались динамовцы Тбилиси, на другом — киевляне, третье заняло "Торпедо" из Кутаиси. За воротами поля, где готовились тбилисцы, был какой-то пустырь с ямами, индюки на нем паслись, свиньи. Короче говоря, весь подготовительный период мы провели на том месте. Сейчас в это мало кто поверит.
Уже потом, спустя много времени, когда выиграли "серебро", говорили Василичу, чтобы он рассказал об этом журналистам. Жаль, теперь он не сможет подтвердить. Кстати, я в воскресенье вместе с Михаилом Васильевичем Калининым ездил смотреть памятник Носову. Повспоминали его… Тот сезон отличался от всех остальных тем, что он выдался необыкновенно тяжелым, напряженным. Первые четыре тура мы шли на первом месте, и пошло-поехало. Хотя никто тогда не ставил перед нами задачи выиграть медали. Об этом речи не было. Очень сильно на нас тогда повлияло то выражение Салькова, оно зарядило нас необыкновенно.
Например, когда Юра Дегтерев стал лучшим вратарем страны, я ему говорю: "А ты расскажи корреспондентам, кто тебя тренировал, готовил к играм". Рассказываю кто: слепой массажист Владимир Ткаченко и два водителя. Представьте, первый держал руками Дегтярева, второй делал подачи в штрафную, а третий пытался забить мяч, хотя вообще имел слабое представление, что с ним нужно делать. Ну кто бы поверил, что лучшего вратаря страны тренировал слепой?
— Как вы оцениваете нынешнюю игру "Шахтера"?
— Чего кривить душой, команда показывает очень приличный футбол, я даже не беру во внимание победу в Кубке УЕФА. Много слышал, что все удачи списывают на везение, но ведь не забывайте, везет всегда сильнейшему. Как специалист могу сказать, что сейчас в "Шахтере" люди знают, что делать на футбольном поле. А недавнее поражение от "Динамо", по большому счету, недоразумение, срыв… Если проанализировать матч: Ферна не забивает при счете 0:0 пенальти, команда всегда в такой момент ловит маленький шок.
Посмотрите, как забивали киевляне первый гол. Кругом пишут, что гол стал следствием двух передач. Я не хочу обидеть Андрея Шевченко, но прежде нужно научиться мяч останавливать. Зачем себя обманывать, мяч банально отскочил от него. Нелепость… А гол Ярмоленко? Защитник понадеялся на вратаря, тот на защитника… Ничего страшного в этом поражении нет. Вспомните, где первые полчаса поединка были киевляне? Ребят нужно понять, они точно так же переживают это недоразумение, и главный тренер тоже не напрасно просил прощения у болельщиков. Уверен, "Шахтер" покажет ту игру, которую демонстрировал.
— После таких поражений отовсюду сыпется критика в адрес центральных защитников "Шахтера". Что вы можете сказать по этому поводу?
— Я говорил и буду говорить, что сегодня это ахиллесова пята многих клубов. Посмотрите, у кого сейчас есть надежная сильная оборона? Защитнику нужно уметь расположиться так, чтобы он успел в двух случаях: пласироваться или сыграть на перехвате. В основном они нападающего атакуют грудью или спиной. А значит, совершают фол. Зачастую защитник подставляют руки, арбитру достаточно увидеть контакт, и это уже фол. Ведь судье не нужно знать, с какой силой ты его толкал, главное — контакт.
Так Милевский ловит защитников. Он, между прочим, хитрый футболист. Игру Старухина он, наверное, не видел, но многое от Бабуси в нем есть. Знаете, ведь Виталя руки никогда не подставлял, когда падал, он всегда валился на газон лицом. Поэтому с поля уходил почти всегда грязным. Был такой арбитр Валерий Баскаков, однажды он несколько раз он игнорировал падения Старухина. Только тот рухнет, Баскаков показывал ему, чтобы тот поднимался, второй раз все повторяется, третий тоже. И, в конце концов, Баскаков сдается, назначает штрафной за фол на Бабусе. После игры я у него спрашивал, почему раньше не назначал штрафного. Баскаков ответил: "Он же все врет, но когда он на меня смотрит, а у него по лицу слезы катятся, как я могу не дать штрафного".
— Могли вы прокомментировать выступление сборной Украины против греков?
— Ровным счетом ничего команды не показали ни в Афинах, ни в Донецке. Мне это противостояние запомнилось лишь тем неприятным осадком, который остался после этих матчей. Вспомните, после поражения некоторые футболисты идут, улыбаются… Для болельщиков — трагедия, команда не попала на финал Чемпионата мира… Надеюсь, сейчас воспитываются хорошие ребята, которые придут позже в сборную. На юношеском Евро-2009 я заметил таких: Гармаш, Пашаев. Думаю, к 2012 году они подтянутся, и новых личностей в сборной мы увидим больше.
— Сейчас вы возглавляете Донецкую федерацию футбола. Скажите, вы как-то взаимодействуете с Академией ФК "Шахтер"?
— Кроме этого, я директор СДЮШОР. Из этой школы с 2000 года по нынешний день в Академию прошло порядка 30—40 футболистов. Вот, пожалуй, в этом и заключается наше взаимодействие — мы предоставляем кандидатов. В остальном мы сосредоточены на другом: максимально привлечь детей и юношей к футболу. Ведь попасть в Академию "Шахтера" или "Металлурга" есть возможность не у всех, поэтому ребятам нужно где-то играть в футбол. Во всех районах города открыты футбольные секции, так дети, если у них есть желание, находят себе достойное занятие, а не шатаются по подвалам и подъездам.
— В свое время вы взялись за судейство. Почему так?
— Все произошло спонтанно. В 1981 году я приехал в команду "Азовсталь", нынешний "Ильичевец". Меня представили команде как главного тренера. А когда собрание закончилось, я сел в машину, и заявил, что не смогу этим заниматься, не мое это и все. Думаю, правильно сделал. Не каждому это дано, наверное, нужно родиться тренером. В силу своего характера я, может быть, не смог бы реагировать на некоторые вещи адекватно. Посмотрите, ведь некоторые тренеры — эксцентрики. Взять того же Гамулу. О нем фильм снимать можно с танцами, плясками, песнями, шутками-прибаутками.
- Как вы считаете, почему в украинском футболе откровенно мало арбитров, представляющих Донецкую область?
- Если честно, я был против открытия Академии арбитров. Например, я научил судейским премудростям Канану, нашел Зубарева, Жукова. У меня начинали заниматься Валик Елинскас (но потом он вернулся в "Шахтер"), Владимир Гаврилов и Алексей Варнавский. Так вот, люди, прошедшие футбольную школу, быстро обучаются и все легко в себя впитывают. А в Академию приходят ребята от 15 до 17 лет, которые даже во дворе никогда не пинали мяч! Вы можете себе такое представить?
К тому же, что это за учеба, когда у тебя всего два занятия в неделю? Да, они обслуживают игры "Кожаного мяча" или первенства города. Но ведь по большому счету их никто не учит, не указывает на ошибки. Это долгий-долгий путь в никуда! Нужно же хотя бы футболом интересоваться. Вы меня извините, но эти судьи даже не ходят на футбол. Приходят и спрашивают: "А как там вчера "Шахтер" сыграл?"
Время немножко поменялось. Раньше арбитр в возрасте 30 лет считался молодым. Большая часть арбитров приходила из команд мастеров. Вот меня к судейству привлек Николай Гарбузников. Он в качестве ассистента обслуживал матчи чемпионата СССР. Шло зимнее первенство, кстати, на том самом месте, где сейчас находится наша "Донбасс Арена". А раньше там было гаревое поле. Так вот, первую свою игру я обслужил боковым судьей. Потом товарищ мне говорит: "Бери свисток, выходи в поле". Я вышел. Вроде бы нарушения, свищу правильно. А в какой-то момент вдруг задумался: в какой же стороне находятся ворота футболистов в красных футболках? Первый раз — дело такое… Ну а потом я почувствовал, что уже не могу без судейства. Хочешь — не хочешь, но каждый день нужно было бегать кроссы, выполнять рывки, ускорения и так далее.
- Зачем же, не зная азов футбола, пытаться стать арбитром?
- А я скажу! Вот сегодня впервые пришел ко мне человек с заявлением. Я ему говорю: "Завтра едешь в Иловайск". Он тут же задает вопрос: "Сколько будете платить?" Да ты же еще не знаешь, с какой стороны флажок взять, а уже говоришь о деньгах. Ты хоть оттуда живым вернись…
- То есть пока в Донецкой области перспективных арбитров нет?
- Для того чтобы воспитать судью, нужно 5—6 лет, и тогда он сможет обслуживать матчи второй Лиги. Например, Дмитрий Жуков получил недавно вызов на обслуживание второй своей игры в Премьер-лиге. Сейчас ему 29 лет, а матчи второй Лиги он начал судить в возрасте 20 лет, и это стало рекордом для украинского футбола.
- Как оцениваете уровень арбитров Премьер-лиги и в целом систему судейства?
- Понимаете, я не могу соврать и в то же время не могу сказать правду о том, что творится. Вообще, я считаю, что у нас много квалифицированных арбитров, которые необоснованно подвергаются критике. Просто людям не дают нормально работать. Поверьте, я много общаюсь с арбитрами. Человек, получивший вызов на обслуживание матча с участием киевского "Динамо", часто находится в полуинфарктном состоянии. У нас арбитров в психологическом плане просто уничтожают.
- Какая команда для вас важнее — "Шахтер" или "Динамо"?
- А вы думаете, каким должен быть ответ? Я вырос в Донецке, уже в возрасте 12 лет бредил "Шахтером". Как раз в 1961—62 годах "горняки" завоевали Кубки СССР. Вы не представляете, какое это было счастье для всех! Команда возвращалась в Донецк, и на каждом перроне ее встречали. И когда они подъехали уже на пожарной машине к стадиону, то собравшиеся на трибунах болельщики зажгли факелы. Стадион, в переносном смысле, "горел"! Это незабываемое зрелище…
Как я мог после этого мечтать о другой команде? Да, я играл за ЦСКА, но в силу того, что просто нужно было под салютом всех вождей отдать два года своей жизни. Да, играл в киевском "Динамо", и тогда это было почетно. Но дороже "Шахтера" для меня команды нет и не будет никогда. Для меня "Шахтер" — это и любовь, и история на всю жизнь.