Протасов: Собрать новую сборную для матча со Швейцарией в нынешних условиях было невозможно
Первый вице-президент Украинской ассоциации футбола Олег Протасов прокомментировал для официального сайта организации ситуацию, сложившуюся вокруг отмены матча Швейцария - Украина.
- Олег Валерьевич, на каком этапе сейчас рассмотрение дела об отмене матча Швейцария - Украина?
- Апелляционный комитет УЕФА получил от УАФ все документы по этому делу. Сначала дедлайн был установлен на утро 20 ноября, но сейчас УЕФА изменил сроки. Все заинтересованные стороны должны предоставить свои документы до утра понедельника, 23 ноября.
- Как вы считаете, на это решение повлиял тот факт, что по возвращении в Борисполь все тесты, которые сделали футболисты и тренеры сборной Украины, имели отрицательный результат?
- Не думаю, что именно это повлияло на изменение сроков рассмотрения дела. Хотя, согласен, что это хороший аргумент в пользу нашей позиции. Ведь тестирование проводилось не в лаборатории, которая проверяет обычных пассажиров аэропорта, а лабораторией, сертифицированной УЕФА. Поэтому в УЕФА не может быть сомнений в этих результатов. Показательный момент - у игроков сборной Сергея Кривцова и Жуниора Мораеса тесты также оказались негативными, хотя в Люцерне их результаты классифицировали как условно положительные и поэтому игрокам запрещали тренироваться. Кстати, эти же игроки по возвращении сразу присоединились к тренировочному процессу в своем клубе, что также подтверждает, что они могли тренироваться со сборной в Люцерне.
УЕФА изменил сроки рассмотрения дела скорее всего потому, что там поняли, что дело об отмене матча Швейцария - Украина не такая простая, как могло показаться на первый взгляд. Поэтому не стали спешить.
- Сейчас, через несколько дней после тех событий, как вы считаете, все аргументы использовала УАФ, чтобы матч со Швейцарией все-таки состоялся?
- Уверен, что мы все сделали правильно. Никому не хватило бы времени, чтобы выполнить требования УЕФА - за сутки собрать новую команду и отправить ее в Швейцарию. Возможно, мы смогли бы это сделать в обычных условиях - тех, которые были до начала пандемии. Но сейчас, в условиях жестких карантинных ограничений, это просто нереально. Я, президент УАФ Андрей Павелко, генеральный секретарь Юрий Записоцкий, находясь в Швейцарии, держали постоянную связь с УЕФА и коллегами из УАФ. Здесь, в Киеве, проводилось совещание, в котором участвовали сотрудники ассоциации, представители УПЛ, компании МАУ, дипломаты, руководители пограничной службы, гендиректор сертифицированной в УЕФА лаборатории - в общем все, кто мог быть задействован в организации сбора и перелета нашей новой команды в Швейцарию.
Рассматривали различные варианты выполнения требований УЕФА и швейцарской стороны. Но в итоге мы пришли к выводу, что по независящим от нас объективным обстоятельствам не сможем вовремя привезти в Люцерн новую команду, которая состоит из других футболистов, тренеров, врачей и другого персонала. Кроме того, оказалось, что не у всех кандидатов в есть биометрические паспорта. Но самое главное - результаты тестирования на COVID-19 в сертифицированной УЕФА лаборатории можно было получить только ближе к вечеру 18 ноября. Поэтому прибыть в Швейцарию новая команда могла бы только поздно вечером 18 ноября. Понятно, что в этой ситуации ни о какой игре именно 18 ноября не могло быть и речи. А в другой день матч нам не согласовали, просто отменив его.
Что касается нашего предложения сделать повторные тесты игрокам сборной Украины, находившихся в Швейцарии, то ее категорически отклонил врач кантона Люцерн, который своим решением закрыл сборную Украины на карантин. Свое решение врач мотивировал угрозой вспышки коронавируса в нашей команде, но тесты в Борисполе, которые, напомню, проводила лаборатория, сертифицированная УЕФА, подтвердили, что это была ошибка.
- Швейцарцы обвиняют Украинскую ассоциацию футбола в том, что она не сделала все возможное, чтобы этот матч состоялся ...
- Очень странно это слышать... Во время общения с врачом Люцерна от него услышал реплику: «Мне бы очень хотелось, чтобы эти три очка мы завоевали на футбольном поле». Сложилось впечатление, что он уже тогда был уверен в том, что нам засчитают поражение. И если швейцарцы считают, что мы «не сделали все возможное», то почему, например, они не предложили провести матч в другом кантоне, где требования не такие жесткие? Ведь поединок должен был состояться без зрителей и подготовка стадиона к игре в другом городе не заняла бы много времени... Непонятная ситуация и с решением этого же врача провести в начале ноября матч чемпионата Швейцарии между «Люцерном» и «Цюрихом», хотя в составах обеих команд перед матчем были обнаружены игроки с положительными результатами тестов на COVID-19. Инфицированных игроков этих команд отправили на изоляцию, а остальным провели дополнительное тестирование. Почему тогда нам в этом было отказано? Непонятно ...
Вопросов в этой ситуации к швейцарской стороны достаточно. Но теперь подождем вердикта УЕФА.
- Рассуждая о возможном решении УЕФА, некоторые СМИ приводят в пример недавнюю ситуацию с «Клаксвик» с Фарерских островов и словацким «Слованом» в квалификации Лиги чемпионов. Словацкую команду наказали техническим поражением из-за наличия в ее составе игроков, инфицированных коронавирусом. И Спортивный арбитражный суд в Лозанне подтвердил правомерность такого решения УЕФА ...
- Та ситуация действительно несколько похожа на нашу, но она имеет одно важное, я бы сказал, ключевое, различие. Предлагаю вспомнить хронологию событий вокруг того матча. 17 августа «Слован» прилетел на Фареры и сдал тесты в аэропорту. 18 августа стало известно, что в словацкой делегации есть люди с положительными результатами. Поскольку в соответствии с местными законами в этой ситуации вся команда должна пойти на карантин, словаки попросили перенести матч на 21 августа, чтобы успеть сформировать новую команду из игроков, оставшихся дома. УЕФА дал согласие на это, и только после того, как «Слован» привез новую команду, а в ней оказались инфицированы игроки, УЕФА решил не проводить матч. То есть к новой дате поединка у словаков было несколько дней, а у нас - только сутки. Именно этот факт, на мой взгляд, не позволяет говорить о том, что наши ситуации с «Слованом» одинаковы.
К тому же УЕФА не мог перенести матч квалификации на другую дату, поскольку в турнире очень плотный календарь. В нашем же случае матч со Швейцарией имеет значение лишь для распределения мест в нашей группе. Поэтому его можно провести как в рамках подготовки к Евро-2020 в мае-июне следующего года, так и следующей осенью, когда запланированы матчи плей-офф нынешнего розыгрыша Лиги наций. Кроме того, если и мы, и Швейцария попадем по итогам жеребьевки квалификации к ЧМ-2022 в группы с пятью командами, у нас появятся дополнительные окна в календаре, чтобы сыграть этот поединок. Как справедливо отметил капитан сборной Украины Андрей Пятов, нам бы хотелось, чтобы результат нашего поединка со Швейцарией ни определялся в лаборатории.
Мы были готовы собрать новую команду и привезти ее в Швейцарию. Опустим аспекты спортивной составляющей и качества подготовки такой команды - это тема отдельного разговора. Но для этого нам нужно было минимум 48 часов - это сбор игроков, тестирование, оформление виз тем футболистам, у которых нет биометрических паспортов, организация чартера ... Любой менеджер, который работал в сборных, подтвердит, что организовать все это за сутки как нам предлагали в Швейцарии, тем более для выездного матча - нереально.