Анатолий Заяев: "Шахтер" и "Динамо" не обыграли бы мою "Таврию"
Как только ни называют Анатолия Заяева среди журналистов и специалистов: "дуайен" тренерского цеха", "легенда украинского футбола". И мало кто знает, что старейшина украинских тренеров, удивительно симпатичный Анатолий Николаевич Заяев вообще не имеет физкультурного образования, и когда-то отлично отбивал чечетку, декламировал стихи собственного сочинения, пел в оперетте и дирижировал хором...
– Мне позавчера целый день звонили со всей Украины: прочитали интервью с Заей Зедовичем и заинтересовались, когда принимаю "Полесье" – набиваются в гости… Говорят, Интернет забит комментариями!.. Шутливо спрашивают: не пригласил ли еще Мирон Маркевич в сборную? Отвечаю: наверное, согласует с Григорием Михайловичем…
– Люди верят, что вы добъетесь в Житомире успеха?
– Звонят-то не просто любопытные, а друзья, которые меня хорошо знают…
– С Заей Зедовичем все вопросы уже обсудили?..
– Осталось договориться с клубным начальством, чтобы отпустили в командировку…
– Надолго ли предполагаете покинуть Крым?..
– Пока не выведу "Полесье" в высшую лигу.
– Тогда вам точно дадут Героя Украины!..
– Не мешали бы работать…
– До первой командировки в "Полесье" вам когда-нибудь доводилось играть или работать вместе с Заей Зедовичем?
– Ни разу. Вот его родной брат, Валера, который "доигрался" до президента крымской федерации, у меня в "Таврии" выступал... Хотя с Заей мы постоянно поддерживали родственные связи, внимательно следили за футбольными успехами друг-друга... Оказалось, что он всегда хотел со мной работать. Я ведь практически всю сознательную жизнь посвятил Крыму и симферопольской "Таврии", откуда меня раз 17 увольняли, а потом… снова восстанавливали! Когда-то очень давно Зая даже попал ко мне на предсезонный сбор в качестве футболиста, но не задержался и укатил в Россию... А когда он уже работал тренером в "КАМАЗе" из Набережных Челнов, то несколько раз привозил свою команду на сборы в Крым. Они тогда с таким же молодым Лобановским проводили совместные тренировки, и я к ним иногда заскакивал в гости... потанцевать.
– Потанцевать? Что Лобановский хорошо танцевал?..
– Основным специалистом по танцам всегда был я…
– Думаю, вам будет приятно вспомнить о "золотом матче" 1992 года.
– Теперь можно говорить, что угодно, но, поверьте, тогда у нас была сильная команда, и я был уверен в победе. Мы прилетели в день игры, но приземлились на военном аэродроме... Вместо гостиницы, я повел команду в ресторан и за два часа до игры провел установку. Конечно же, у ребят был небольшой "мандраж", поэтому пришлось… немного пошутить.
У "Динамо" особо опасных моментов возле наших ворот не было, к тому же здорово сыграл в обороне будущий динамовец – Саша Головко. Несмотря на то, что судья не поставил явный пенальти за снос в штрафной Андрея Опарина, у меня к ним претензий не было…
– А, если бы вы не выиграли?..
– Не знаю… Думаю, нас никто бы не осудил. Но ведь мы все-таки выиграли!.. Во втором тайме, после углового, Сережа Шевченко головой забил победный гол. После финального свистка нам вручили украинский флаг – все было очень красиво... Еще до игры я заготовил шампанское и закуску, так что на пресс-конференции журналисты с удовольствием выпили за "Таврию"...
– Неужели вы верили в победу?..
– Игра "Динамо" для меня загадкой не была: ведь без Лобановского команда уже не производила чемпионского впечатления… Я думаю, что если бы сегодня в Симферополь "вернуть" ту же "Таврию", то мы вполне могли бы еще раз стать чемпионом Украины.
– Вы это говорите, потому что сегодня – Первое апреля?..
– Потому, что верю, что теперешние "Шахтер" и "Динамо" не сумели бы нас обыграть.
– Но ведь многие тогда считали, что "Таврия" стала чемпионом случайно…
– Завидовали! Став чемпионом Украины, "Таврия" в сезоне 1993/94 была еще и финалистом Кубка. Я считаю, что для нашего успеха много сделал мой сын, бывший президентом футбольного клуба. К сожалению, 1 мая 1994 года его убили...
– Неужели из-за футбола?..
– Вспомните, какое тогда было лихое время!.. Извините, не хочется вдаваться в подробности…
– Если вам позвонит Суркис и предложит помочь не Авдышу, а Маркевичу – согласитесь?..
– Буду думать… Для меня сборная – это не семья Маркевича, Михайличенко, Блохина или какого-то базового клуба!.. Сборная – это что-то великое!.. Каждому человеку хочется оставить после себя след. Чтобы работать с командой, надо обладать суммой знаний, превышающей знания игроков… И это не только знание тонкостей футбола, физиологии… Недаром Лобановского так тянуло в театр…
Тренер сборной, приглашая футболистов в команду, дает им шанс не только постоять перед переполненными трибунами и спеть Гимн своей страны – в эти минуты сорок с лишним миллионов украинцев полностью доверяется этим одиннадцати игрокам!..
Игрок национальной сборной – как дорогой гость, которого пригласили в дом, усадили на самое почетное место и, несмотря на то, что "в закромах" пусто, потчуют самыми изысканными блюдами… Ведь тренер сборной не в состоянии за несколько дней подготовить футболиста ни в физическом плане, ни сделать его техничнее… У тренера нет времени. В его задачу входит достучаться до человека, дать ему раскрыться… Если уж мы выбрали человека, то это значит, что мы разобрались в его душе, в характере… Не может быть, чтобы в такой стране, как наша, не набралось достаточного количества футболистов, которым по силам сыграть на высоком уровне. Но национальная сборная – это и предельная самоотдача, умение сыграть "через не могу", желание оправдать доверие, душу вложить в общую победу…