Кубковая Пасха: как Шахтер четырехкратным становился
В советские времена Пасху если и отмечали, то по-домашнему, не на государственном уровне. И если играли в футбол, то никакими специальными светлыми, и тем более - христианскими тонами эти матчи не были окрашены. Сегодня, в один из лучших дней года, Terrikon.com вспоминает один из самых памятных пасхальных матчей в истории Шахтера, состоявшийся в 1983...
Тогда Пасха приходилась на 8 мая. И именно на этот день футбольные власти назначили финальный матч Кубка СССР. А он получился чисто украинским - всего в третий раз за всю историю турнира. Встретились в нем Шахтер и Металлист, чьи пути в Кубке прежде никогда не пересекались.
Для Металлиста это был первый финал вообще. Для Шахтера - уже шестой, причем в его составе играли и люди, знавшие вкус триумфа, выигравшие трофей в 1980. Это давало "горнякам" статус фаворита. Плюс, команда тогда была в прекрасном состоянии. Дела в чемпионате у нее шли замечательно, после 8 туров она делила первенство с Черноморцем и Торпедо. И хотя путь к кубковому финалу получился не таким блистательным (полуфинал на своем поле выиграли у Зенита только по пенальти), все-таки большинство перед матчем отдавало преимущество именно дончанам.
Но Металлист тоже был хорош. Так случилось, что через неделю после финала соперники встретились еще раз - в Харькове, в рамках чемпионата страны. И хозяева взяли верх 1:0 при весьма убедительной игре. Да и в турнирной таблице по итогам сезона команды стояли рядом (Шахтер на 9-м месте, Металлист на 11-м с разницей всего в 3 очка). Короче, уровень их был сравнимым.
И в "пасхальном" финале 8 мая борьба шла тоже с обоюдными шансами.
Начинался он совсем не миролюбиво: соперники нервничали, прикрывая свое вздернутое состояние грубостью, страсти моментально накалились, игроки с обеих сторон охотно шли в стык. Отчеты о матче содержат высказывания о том, что арбитр Валерий Бутенко (один из лучших в Союзе) "вовремя погасил страсти, показав карточку полузащитнику "горняков" Игорю Юрченко". Так или иначе, но первоначальный накал судье сбить удалось - пошла игра более вежливая, но все равно ожесточенная, с плотной борьбой. Лучше выглядел в ней Шахтер: активно прессуя соперников в середине поля, дончане совершенно разрушили их командные действия, в результате, за весь первый тайм те создали единственную реальную опасность: Валентину Елинскасу пришлось сильно потрудиться, чтобы отразить прямой удар со штрафного.
У Шахтера получалось лучше, главные угрозы исходили от тех, кого и видели лидерами в том составе - Михаила Соколовского и Виктора Грачева. Именно Грачев на 23-й минуте организовал решающий, единственный гол: на фланге освободился от опекунов, сделал передачу в центр штрафной, где мяч подправил в ворота Сергей Ященко...
Чем? Тут есть разные версии. Практически все харьковские болельщики утверждали и утверждают, что рукой. Судья посчитал, что головой. В этом духе высказывался и сам Ященко: "Грачев прострелил, я пытался завершить, но мяч сначала попал в защитника Металлиста Виктора Сусло и от его ноги отскочил мне в голову, а затем – в сетку". К слову, гол этот, по статусу - главный в карьере, Ященко никогда слишком высоко не ценил - потому что все получилось случайно, без его особой заслуги.
Но эта претензия харьковских болельщиков - не единственная. И тогда, и сейчас распространено мнение, что матч Металлист просто "слил". Один из главных знатоков харьковского футбола Евгений Каменецкий пишет: "Наставник Металлиста Е. Ф. Лемешко умышленно и как-то уж слишком демонстративно заменил в перерыве наиболее ярких и активных в первом тайме игроков, как бы наглядно показывая, что судьба того финала была решена ... еще задолго до выхода команд на поле и далеко не на футбольном поле".
Евгений Лемешко на эту тему говорить не любил, но когда его в одном из интервью приперли к стенке, сказал весьма двусмысленно: "Это было давно и мне бы не хотелось бросать тень на тех игроков, которые тогда под моим руководством играли. Скажу так: выход в финал – тоже для Харькова достижение немалое. Поэтому осуждать кого-то неуместно".
Правды в этом споре никто уже точно не найдет - но трудно понять, кто мог в 80-е годы так пролоббировать интересы Шахтера на высшем уровне, чтобы перед ним настолько "прогнулись". Все-таки команда уже не имела мощных покровителей, какими были в свое время Александр Засядько или Владимир Дегтярев. Поэтому закроем тему, пока не поздно...
На поле Шахтер выглядел сильнее и спокойнее до последних минут, позволив Металлисту создать за весь второй тайм еще разве что парочку опасных моментов у своих ворот. Самый реальный шанс имел молодой (впоследствии - звездный) форвард харьковчан Юрий Тарасов, но, получив мяч перед пустыми воротами, замешкался - и подоспевший защитник Александр Сопко успел заблокировать удар. "Свидетели договорняка" и здесь могут увидеть доказательство своей правоты (мол, потому и замешкался, что не хотел забивать). Спорить опять-таки не станем.
В общем, так или иначе, но Шахтер довел матч до победы. И в четвертый раз увез Кубок СССР в Донецк.
Это был прекрасный праздничный день, который не грех было отметить, как следует. По этому поводу есть даже легенда, что, отпраздновав в одном из московских ресторанов, Шахтер уехал... забыв на радостях там трофей, который потом спешно догонял команду. Если это и правда, то веселая и со счастливым концом - опять-таки, абсолютно в пасхальном духе.